Получите дом. Под роспись!

Владимир ПОТАПОВ и его “Юрта”.
Необычный подарок ко Дню города от мастеров уличной живописи получили на днях алматинцы. В разных районах мегаполиса появились расписные дома, которые уже стали достопримечательностью южной столицы.
Всего было создано восемь композиций - шесть настенных работ в стиле стрит-арт и два больших панно. В проекте приняли участие известные художники из России, Казахстана, США и Киргизии.
Благодаря алматинской художнице Дарион ШАББАШ у жителей микрорайона “Мамыр” появился свой собственный “золотой квадрат”.
- У меня абстрактная работа, главное в ней - цвет, пиксельность, - считает художница. - Мне достался отличный фасад дома, и мой рисунок будет виден издалека. В картине я использовала золотую краску самого лучшего качества, поэтому дом сейчас выглядит, как будто собран из деталей конструктора.
Кэрри НЬЮМАЙЕР из США вместе с казахстанскими школьниками нарисовала панно по мотивам сказки “Ер Тостик”, которое разместили на стене школы им. А. Кастеева. Национальную тему продолжил известный российский художник Владимир ПОТАПОВ, который изобразил на торцах двух 14-этажных домов в микрорайоне “Аксай” 3D-юрту. Если смотреть прямо на стену, это цельная картина, но стоит сделать два шага в сторону, как нарисованная молния расходится, открывая ряд балконов и окон.
- Это мой дебют в уличной живописи, - признался нам Владимир. - Я раньше не работал на высоте, поэтому, когда первый раз меня подняли на монтажном подъемнике, я сначала не мог встать во весь рост и рисовал на корточках. Было реально страшно. Но после нескольких дней освоился и уже любовался с высоты красотой ваших гор. В первый вечер мы работали при свете мощного проектора, и жильцы вызвали полицию. Но все закончилось хорошо. В основном люди были настроены доброжелательно. Многие приглашали попить чайку, покушать. Когда рисунок был почти готов, ко мне стали подходить и говорить, что юрта бедновато выглядит. Я отшучивался, предлагая нарисовать спутниковую антенну или стоящий рядом джип. Чем больше я разговаривал с людьми, тем больше чувствовал ответственность за то, что я делаю. Например, правая сторона была пустовата, и я попросил людей подкинуть идеи, чем заполнить пустующую часть картины. Предложения были разные: нарисовать лошадь, копье, прислоненное к юрте, и так далее. Мне понравилось предложение пожилого мужчины, который сказал: “Твою юрту надо оживить - нарисуй костер и казан, чтобы показать, что здесь живут люди”. Меня это так тронуло, что на следующий день я нарисовал костер и казан, которые отлично вписались в общую концепцию рисунка.
- Почему вы решили изобразить юрту?
- Казахский народ ассоциируется с духом кочевника, а юрта - один из главных символов кочевой культуры. Панельный дом - признак оседлой жизни, поэтому возникла идея соединить эти два мира. Замок является такой же составной частью концепции, как сама юрта. Расстегнув застежку, вы увидите, как вся эта серая цементная стена обнажится синим небом, горизонтом степи и белой юртой.
- Как долго сохранится ваша работа?
- Пока не закрасят. Мне рассказывали, что несколько работ с предыдущего фестиваля не понравились и их просто закрасили. Надеюсь, с моей картиной этого не произойдет. А так краски отличные, и рисунок может сохраниться на десятилетие.
- Бытует мнение, что художник не должен думать о деньгах - это плохо сказывается на творчестве. Согласны с этим?
- Если ты изначально, когда делаешь работу, учитываешь вкус покупателя, то это будет халтура. Когда занимаешься искусством, вокруг тебя ничего не существует. Арт-рынок может диктовать, но настоящий художник этой диктовке не должен поддаваться. Есть масса примеров, когда мастера кисти начинали штамповать работы с удачными находками, приемами, которые покупались, но художественной ценности в них уже не было никакой. А есть художники, которые занимаются изначально некоммерческим искусством, - это перформанс, видеоарт, уличное искусство и так далее. Они лишены соблазна в своем творчестве угодить или заказчику, или рынку, поэтому их работы получаются честнее.
- Хотели бы еще поработать в Алматы?
- Конечно. У вас красивый город, поэтому, если позовут, с удовольствием приеду и раскрашу пару-тройку домов.
Кстати, на преображение обычных жилых домов у художников ушло 893 литра краски сорока цветов.
Необычные стрит-объекты можно увидеть в микрорайоне “Акжар”, в пространстве Artpoint, на проспекте Достык (напротив гостиницы “Казахстан”) и пешеходной части проспекта Жибек жолы.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива компании Tikkurila, Алматы

Надежда ПЛЯСКИНА