1378

Когда поджимает пол

Замира ТАПАЛОВА - казахстанская воздушная гимнастка - подолгу на родине не задерживается. Она даже не представляет, как будет учиться в школе ее дочка-первоклассница во время переездов.

В Португалии Замира перепробовала все диеты, для России поставила свой знаменитый номер в этническом стиле, с которым потом работала в Прибалтике и Европе...
Номер у Замиры действительно потрясающий. Она похожа то ли на амазонку, то ли на сильную птицу, легко парящую в воздухе.
- Дочка не волнуется, когда видит вас под куполом цирка?
- Нет, уже привыкла! Она с ходунков всегда смотрела на меня снизу вверх.
Номер Замира работает с мужем. Не в том смысле, что он появляется вместе с ней на манеже в расшитом блестками трико. Оказывается, есть более ответственная и сложная работа: прикрепить все тросы, лебедки, проверить работу карабинов, наконец, держать лонжу во время выступления. А затем все быстро убрать, пока публика купает артистку в аплодисментах. Впрочем, сейчас они репетируют и большой групповой номер, с которым поедут на гастроли после юбилейного гала-представления на арене родного цирка.
- Мы встретились на гастролях, попробовали вместе сделать номер - заодно получилась и семья, - рассказывает Замира. - Рождение дочки, конечно, пришлось планировать, потому что мы постоянно связаны контрактами. Но получилось все удачно, так, как и задумывали. Конечно, после появления Жасмин мне совсем не хотелось работать, хотелось быть мамочкой, заниматься только ею. Но посидев дома полтора месяца, я пришла в форму и снова начала выступать.
- До скольки лет вы планируете порхать под куполом?
- Вообще в цирке можно работать до тех пор, пока ты хорошо выглядишь, а не только по физическим показателям, как в спорте. Я думаю, лет до сорока буду выступать. А потом или перейду на дрессуру, или, может быть, буду к тому времени уже помогать выступать дочке.
- Похоже, что цирковые дети обречены выбирать ту же профессию, что и их родители?
- Пока дочка занимается гимнастикой, и я думаю, что ей надо подольше быть в спорте. У цирковых детей есть такая проблема: если они с подачи родителей очень рано начинают выступать, то годам к двадцати просто устают и перегорают. Поэтому пусть пока Жасмин занимается гимнастикой, а цирк от нее никуда не уйдет.
- А как вы попали в цирк?
- Моя мама работала в школе врачом, папа - настоящий капитан на Каспийском море. Детство прошло в Капшагае, где я и занималась гимнастикой. Когда приезжала к бабушке в Алматы, то меня родственники, естественно, старались развлекать и первым делом вели в цирк. Помню, как просила, чтобы меня тоже “записали” в артистки цирка. Мне тогда это казалось самым большим счастьем. В десять лет уехал мой тренер по гимнастике, и я поступила в цирковое училище вместе с братом. Правда, сейчас он работает совсем в другой области.
- Скажите честно, вам бывает страшно наверху?
- Все настолько отработано, что не до страха. Хотя случаются и падения. Например, как-то, репетируя номер в учебном манеже, я упала из-за того, что расстегнулся карабин. Упала плашмя с четырех или пяти метров и пролежала потом дома два месяца с ушибами. Но и после этого страха не было. Хотелось скорее вернуться и довести номер до логического завершения. Иногда, если недостаточно высоко работаю, даже мешает то, что нет высоты: не хватает пространства, воздуха, поджимает пол.
- Что труднее - работать в группе или соло?
- Конечно, когда номер групповой, свои ошибки всегда можно спихнуть на партнера и оправдать себя, легче удерживать внимание зрителя. Но мне очень нравится мой нынешний номер. Несколько лет назад попросили сделать для сборной программы в России что-то в этническом стиле. А теперь я не могу отойти от этого образа, вез­де просят именно его.
- Часто над вами шутят коллеги?
- Вообще-то работающих на высоте все шутники обходят стороной. Хотя есть так называемое зеленое представление - последнее в череде гастролей, когда артисты традиционно устраивают друг для друга разные розыгрыши. Причем ухитряются делать это таким образом, чтобы зритель ни о чем не догадался. Это главное правило! То клоун добавит чего-то, то оборудование вазелином намажут. Но нам разве что могут музыку поменять - с высотой шутить опасно.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива Замиры ТАПАЛОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть