1217

Капитану всё по барабану!

Судно на прикол - кэп в джаз-холл.

На днях известная джазовая певица Ирэн АРАВИНА и группа JAZZ HOUSE представили в Алматы свою новую программу. В составе команды был и именитый барабанщик из Голландии Эрик НАЙХОФ, который играет джаз уже более 20 лет в лучших коллективах Европы. И при этом является капитаном казахстанского судна!
Его дом в Амстердаме. Они с женой и двумя дочками живут в старинном корабле, исторический облик которого Эрик восстановил и поддерживает на свои средства. В жизни этого удивительного человека две больших любви - музыка и море. Эрик Найхоф признан во всем мире как выдающийся музыкант с интереснейшей манерой игры.
- Как вы стали барабанщиком?
- Я увлекся игрой на барабанах лет в 10. Но родители хотели, чтобы я имел солидную профессию, которая позволила бы мне зарабатывать хорошие деньги. В 16 лет меня отправили в морскую школу. А в 19 я уже ходил в плавание, брал с собой барабанную установку. Закончил учебу и стал капитаном корабля. С барабанами не расставался. Настало время, когда я прервал карьеру моряка и исполнил свою давнюю мечту - поступил в Королевскую консерваторию в Хаге (Норвегия). На все свои сбережения я купил маленький буксир Paradox, в котором спал и играл на барабанах. В море очень удобно практиковаться, потому что нет недовольных соседей. Я играл в разных амстердамских группах. Играл и поп, и рок, но джаз мне всегда нравился больше всего. Джаз - это мое.
- Что именно вы имеете в виду, когда говорите “джаз”? Ведь это понятие настолько же широкое, как и понятие музыки вообще.
- Джаз-рок, фанк, фри-джаз, би-боп, свинг... Я имею в виду все виды джаза. Я играл во многих биг-бэндах - больших и маленьких - и ни от чего не отказывался, когда речь шла о настоящей музыке. Шесть лет учился в консерватории. Много играл. Но, к сожалению, это общая тенденция - чем лучше музыка, тем меньше за нее платят. Чтобы снова стать капитаном, необходимо было пройти дорогие курсы повышения квалификации. Мне удалось найти компанию, которая мне их оплатила. В Казахстан я попал впервые в 2009 году. Стал капитаном судна на Каспийском море. Работал в Актау на турецкую компанию. Мне было интересно работать на больших кораблях. Изучать их систему маневрирования. Сейчас я хожу под казахстанским флагом на ледоколе “Арктикаборг”.
- Выходит, вы одинаково профессиональны и как музыкант, и как моряк?
- В Актау я играл только по уик-эндам, и в основном поп. Приходилось нарушать дисциплину. Я капитан, значит, должен находиться на корабле. А я брал машину и ехал на концерт. Никто об этом не знал. Корабль был пришвартован, и я рисковал. Однажды я играл на вечеринке у состоятельных людей из Алматы. Познакомился с басистом. Он сказал мне: “Приезжай в Алматы. Там настоящий джаз. Ты должен у нас побывать”. С 2012 года я стал часто бывать в вашем городе. Компания оплачивает мне перелеты из Актау. Что удивительно - когда я лечу из Актау домой, в Голландию, стоит это столько же, сколько из Актау до Алматы. Когда я играю на ударной установке у себя на работе, под открытым небом, много людей собирается, чтобы послушать. Компания у нас большая, тысячи людей. Они удивляются, что капитан так играет. Начальство не возражает. В море я хожу хорошо и играю неплохо.
- Есть ли у вас постоянный музыкальный коллектив в нашем городе?
- В Алматы я играю с Гочей СИРАДЗЕ и Ирэн Аравиной, Вячеславом ТИХОНОВЫМ и Виктором ХОМЕНКОВЫМ. Здесь чуть больше десятка хороших музыкантов, вот и играем друг с другом. В Голландии музыканты примерно одного уровня с американцами. Здесь уровень немного ниже. Тем не менее эти ребята очень хороши. Они проявляют разнообразие в игре.
- Подметили ли вы какие-то уникальные отличия наших музыкантов от остального мира?
- Музыка в Европе более импровизационная. Я играл джаз с Пэтом МЕТИНИ (американский джазовый гитарист, лидер групп Pat Metheny Group и Pat Metheny Unity Band. Обладатель 20 премий “Грэмми”. - И. Б.) , и это была настоящая свобода. В Дании, Голландии мы не трудимся за инструментом, как ваши музыканты. Мы просто играем. Казахстанские музыканты действительно хорошо играют, но они не расслабляются.
- Расскажите о формировании вашего личного стиля игры.
- Я открытый музыкант. Я слышу, что делают остальные участники группы и стараюсь всеми силами поддерживать их. Пытаюсь быть максимально свободным. Может, за это меня здесь и любят.
- Что вы могли бы посоветовать начинающим барабанщикам?
- Начинать надо с корней. Слушать традиционную народную музыку. Начать с фри-джаза не получится. Для того чтобы играть фри-джаз, нужно иметь огромный багаж. Тогда, возможно, ты сможешь стать хорошим барабанщиком.
- А каким он должен быть?
- Я считаю, что тот, кто играет, полагаясь только на хорошую технику, не является настоящим барабанщиком. Барабанщик - это тот, кто поддерживает музыку. Человек, который помогает музыке произойти. Хард-рок, например, я не люблю. Кое-что, конечно, нравится, но в целом это не мое. Потому что это технически сложно, а чувств не хватает. Ринго Старр из “Битлз” кому-то покажется скучным и слишком простым. Но он делал то, что было необходимо для их музыки. Вот это для меня настоящий барабанщик.

Иван БЕСЕДИН, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее