Вертолёт для Кармен
Алматинские байкеры в эти выходные собираются... в оперный театр, поскольку опера, как выясняется, это круто. В Театре имени Абая 16 мая состоится самая сенсационная премьера этого года - “Кармен” в стиле модерн. А накануне парни на мотоциклах участвовали в съемках проморолика к премьере.
Конечно, никто не отменял арию Хозе, и вообще ни одна нота в партитуре не была изменена, но вот происходящее на сцене не имеет ничего общего с классической трактовкой “Кармен”. Там сигаретная фабрика, беленые домишки, кабачок на окраине города, старые добрые контрабандисты и, конечно, красавец тореадор, за которого можно и умереть. Здесь студия, в которой снимается реклама, аэропорт, секьюрити, селфи на фоне кабриолета, граффити и даже дозорный вертолет, высматривающий преступников.
Вертолет стал знаковой деталью. Ляйлим ИМАНГАЗИНА, режиссер спектакля, лет десять мечтала поставить “Кармен” по-новому, но ей предлагали лишь возобновить древнюю версию в классическом стиле. С отчаяния режиссер уехала повышать квалификацию в Верону и там в качестве учебной работы начала разрабатывать модерновую версию “Кармен”, представляя, что на сцене обязательно должен быть вертолет. Затем сменился директор нашего оперного театра, и идея оказалась востребована на родной сцене.
Первый вопрос, который Ляйлим задала будущему художнику спектакля Вячеславу ОКУНЕВУ, был как раз о вертолете. Окунев ответил: “Сделаем!”. Правда, в итоге обошлись, что называется, малой кровью - машина появляется на сцене с помощью проектора. А вот мотоцикл в форме быка, на котором разъезжает по сцене тореадор Эскамильо, самый настоящий. Он приснился Ляйлим во сне в Вероне. В смысле мотоцикл. Очень реалистично и то, что происходит на сцене.
- Порадуйте старика, подеритесь как следует... - напутствует хор дирижер Алан БУРИБАЕВ на репетиции, и девушки с удовольствием устраивают настоящую потасовку, размахивая швабрами и всем, что попадется под руку.
Кармен тоже далека от стандартной пышногрудой матроны золотого оперного возраста. Дело в том, что меццо-сопрано, низкий женский голос, поздно созревает - он начинает звучать в полную силу лет после тридцати пяти, поэтому обычно партию Кармен исполняют крупноформатные дамы в летах. А вот Оксана ДАВЫДЕНКО молода и стройна: объем талии 70 сантиметров.
- Сначала казалось, что трудно одновременно столько двигаться, танцевать и при этом петь, но потом я привыкла, - говорит девушка.
Правда, Эскамильо - мексиканский тенор Хоэль МОНТЕРО, специально приглашенный на два премьерных спектакля, не похож на героя рекламы тренажеров. Но когда он в алом костюме байкера поет свою коронную арию мощным бархатистым голосом, можно понять Кармен, готовую умереть за свое право любить кого хочет. Наверное, только этот момент не вполне понятен современному поколению, привыкшему к гаджетам и невзыскательным отношениям, все остальное вполне органично ложится на реалии повседневности.
Как ни странно, режиссеру не пришлось бороться за свою необычную “Кармен”. Так получилось, что и театр созрел для новаций, и солисты с удовольствием готовы попробовать чего-то свежего. Постоянный партнер театра Казкоммерцбанк, как обычно, с энтузиазмом поддержал смелую для нашей довольно консервативной сцены идею. Более того, поверил, что именно такая опера сможет стать экспортным продуктом.
Правда, режиссер не сомневается, что найдутся желающие покритиковать эксперимент, но надеется, что такая обновленная опера в любом случае привлечет внимание.
- Сейчас очень много споров о том, жив ли жанр оперы или умирает, - говорит Ляйлим, - и опера давно стала площадкой для экспериментов. Та же “Кармен” существует и в хип-хоп-варианте, и в разных временных и географических переносах. В любом случае, мне кажется, пора попытаться привлечь в театр нового зрителя, того, который до сих пор считал, что опера - это тоска зеленая. Те же байкеры, принимавшие участие в съемках проморолика, пообещали прийти на премьеру, потому что их это зацепило.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы