Моё место на кухне. Но только по очереди
Подруга в выходной день позвала меня на неформальную встречу феминисток. Мой муж, который оставался с маленьким ребенком, опасался, что после этой встречи вместо мытья посуды и прочих хозяйских дел я начну цитировать на кухне идеолога феминизма Симону де Бовуар или даже говорить о превосходстве женского пола. Однако все-таки отпустил...
Устраивали встречу феминисток художницы Мария ВИЛЬКОВИСКАЯ и Руфь ДЖАНДЕРБЕКОВА. Свои взгляды они продвигают прежде всего через творчество: у них нет картин или скульптур, их искусство - это действие, перформанс. Они организуют выставки и выступления с музыкальным, театральным, декламационным сопровождением. На одной из выставок была и я, меня тогда впечатлил весенний букет из рабочих перчаток. Действительно, один букет цветов на 8 Марта не компенсирует труд женщины за целый год! На другой выставке были представлены портреты известных женщин - политиков, ученых, философов, общественных деятелей, выполненные на тарелках. И это тоже символично: за кухонную чистоту чаще всего отвечают женщины, но едят-то все. В планах художниц-феминисток еще одна выставка, но тема ее держится в секрете. А пока мы за чаем и кофе по косточкам разбираем существующие стереотипы. Ведь сегодня их на удивление много. Феминистки развеяли первый из них: они не мужененавистницы и не члены тайной секты.
- Феминизм - это не партия, в которую вступают и получают значок, - говорит Руфь, - это прежде всего современный взгляд на историю и культуру. Феминизм - это возможность быть разными без угнетения. Можно сказать, что феминизм открыл у человека пол.
Нынешние феминистки не требуют равных прав, как это делали их далекие предшественницы. Все те права, за которые боролись феминистки первой волны - право голосовать, получать образование, работать, - были “универсалистскими”. Женщины хотели быть такими же, как мужчины. Но более поздние течения феминизма говорят о том, что мы все можем быть разными, сохраняя при этом принципы равноправия. Нельзя не признать, что женщина, как правило, физически слабее мужчины и часто подвергается сексуальным домогательствам и бытовому насилию. Согласно кластерным исследованиям в Казахстане за 2014 год, каждая восьмая женщина когда-либо в жизни испытывала насилие со стороны супруга или сожителя. Треть пострадавших от насилия женщин никогда и никому не говорят о случившемся, а более половины женщин, подвергшихся насилию, никогда не обращались за помощью. Казахстанские женщины боятся даже говорить о своих проблемах. Так уж воспитаны и они сами, и их мужчины.
- В Казахстане по-прежнему доминирует патриархальная модель семьи, где мужчине предписана карьера в публичной сфере, а женщине - совмещение занятости и домашнего обслуживания, - рассказывает Мария. - А ведь домашнее хозяйство и воспитание детей - это основа любой экономики. Это тяжелый труд, он незаметен, бесконечен и никак не оплачивается. Тогда как публичная сфера позволяет мужчине реализоваться и менять собственную жизнь. Если в семье работают и мужчина, и женщина, то необходимо распределять домашние обязанности поровну.
- Сегодня все подчеркивают, как высок в Казахстане процент женщин в правительстве и бизнесе.
- Общая картина говорит о том, что женщины есть почти везде. Но если посмотреть, чем именно занимаются женщины, то все становится понятно. Высшие позиции в государственных и бизнес-структурах занимают мужчины, а вот их консультантами, секретаршами, ассистентами могут быть женщины, - уверена Руфь. - На них зачастую ложится реальная нагрузка, в то время как зарплаты в целом существенно ниже и возможности продвижения по службе ограниченны - это называется “стеклянный потолок”.
- Национальные традиции не идут ли вразрез с современными канонами феминизма?
- Мы предлагаем женщинам участвовать в общественном развитии, а не искать в традициях укрытия от перемен: их в любом случае не избежать. Патриархальный уклад основан на известном насилии, он четко предписывает каждому и каждой определенную роль и наказывает за любое отклонение от жизненного сценария. Традиции не признают различий, они изобретаются для “коллективного тела”, принадлежащего абстрактному народу, а не конкретной индивидуальности. Таким образом, ты повторяешь ту роль, которую играла твоя мать, твоя бабушка, твоя прабабушка. Ориентированность на прошлое лишает нас творческого начала, способности менять свою судьбу.
Что же конкретного предлагают феминистки? Начать, например, можно с реформы... языка, поскольку он тоже содержит в себе признаки гендерного неравенства. Девушки предлагают использовать в языке феминитивы - слова женского рода, аналогичные мужским. Поскольку министрами, авторами и директорами могут быть не только мужчины, но и женщины, значит, эти слова должны иметь вариант женского рода, например министерша, авторица, директриса.
- Конечно, феминитивы воспринимаются в штыки, - жалуется Руфь. - Ведь они так некрасиво звучат. Но благозвучие - всего лишь отражение сложившейся иерархии престижных и непрестижных профессий. К примеру, слова “поэт” или “журналист” подразумевают скрытую за ними мужскую силу, тогда как “поэтесса” или “журналистка” - это что-то легковесное, несерьезное. Но сейчас времена изменились, мы уже можем перестать стесняться слов женского рода хотя бы для того, чтобы сделать наше участие в общественном труде видимым и уважаемым.
Реформировать нужно не только язык, но и сложившуюся систему отношений между людьми, убеждены Мария и Руфь:
- Многие современные проблемы являются следствием того, что ключевые политические решения отражают мужское видение. Это приводит к тому, что в мире сегодня так много насилия, жесткой конкуренции, войн. Мы ведь разные. Мужской тип поведения сконструирован, чтобы соперничать, самоутверждаться, завоевывать, женский тип предполагает коммуникацию, поддержку и сопереживание. Если бы женщины были смелее и активнее, проблем было бы гораздо меньше.
P.S. Вернувшись с феминистской встречи, я обнаружила дома гору немытой посуды. Но я не стала цитировать Симону де Бовуар на кухне, как опасался мой муж, а надела фартук. Не потому, что я женщина-посудомойка вопреки рекламе. А просто потому, что сегодня моя очередь. Мы с мужем сумели договориться. Наверное, это и есть мой феминизм.
Екатерина ТИХОНОВА, фото из архива Марии ВИЛЬКОВИСКОЙ и Руфи ДЖАНДЕРБЕКОВОЙ, Алматы