“По-настоящему хорошо мне только в Алматы...”
Это интервью наш корреспондент Стас КИСЕЛЕВ взял у Батырхана ШУКЕНОВА в Москве в конце апреля 2007-го. В мае того же года оно было опубликовано в нашей газете. К тому времени Батыр уже семь лет как ушел из культовой группы “А-Студио” в сольное плавание. А теперь он ушел от нас. Совсем...
...В Москве, в новой суперсовременной звуковой студии у станции метро “Киевская”, Батырхан говорит о наболевшем - проблемах казахстанской культуры. Я в шутку сравниваю его с ГЕРЦЕНОМ, который на чужбине жил думами о родине. Батыр не против такой параллели.
- Ты когда-нибудь слышал это знаменитое московское: “Понаехали тут!”?
- Никогда. Если вдуматься, все мы родом из СССР, и ощущение этого сидит в каждом из нас глубоко. А музыка, она вообще без границ и понятна каждому без перевода. В этом смысле я космополит и не разделяю города и государства, так как пою песни, которые могут полюбить хоть где.
С другой стороны, у каждой диаспоры своя слава. Кто-то издавна считается торговцами, кто-то - бандитами. У казахской диаспоры здесь, в Москве, хорошее реноме. Это действительно так. Спроси любого: “Кто такие казахи?”. Люди скажут: “О-о, да, они тут что-то строят, у них здесь серьезный бизнес” и так далее. Неприятных сюрпризов москвичи от нас не ждут.
- В свое время ты и твои коллеги по “А-Студио” сами стали большими сюрпризами.
- Да, благодаря Алле Борисовне ПУГАЧЕВОЙ, которая сумела увидеть в безвестных музыкантах супергруппу. Общение с ней стало для нас школой профессионализма. Ее советы были добрыми и точными, причем не только в музыке. Она хотела, чтобы мы выглядели стильно, и привозила нам из-за границы одежду, которую тогда в нашей стране нельзя было купить ни за какие деньги… У нее вообще отменный вкус, не говоря уже о чисто человеческих качествах. Ведь это она спасла для нас песню “Джулия”. В 1988 году Филипп КИРКОРОВ выступал в сборных концертах по Казахстану. Наши друзья из группы “Х-9” показали ему эту песню. Он в Москве пришел с ней к Алле Борисовне, заявив: “Мне подарили ее в Алма-Ате кабацкие музыканты”. Пугачева послушала и сказала, что такие песни не дарят: “Пока не узнаю, кто автор и кто исполнитель, ты “Джулию” петь не будешь!”. Если бы не она, у “А-Студио” была бы другая судьба…
- А группе-то уже исполняется 20 лет. Как тебе их нынешнее творчество?
- День рождения будут праздновать осенью. Я приглашен на юбилейные концерты, и уже состоялась первая репетиция. Мы встретились на одной сцене впервые за семь лет. У меня остались очень приятные впечатления. Все, что ребята делают, мне очень нравится. А Байгали СЕРКЕБАЕВ - это мой учитель. Он жизнью своей в музыке доказал, что считается классным профессионалом по праву. Пробиться на столь сложном музыкальном рынке, как российский, - это нужно не только талант от бога иметь, но и редкие менеджерские качества.
- О чем твой новый альбом?
- Да все о том же!.. Это песни о любви, в которых звучит красивая музыка и подобраны хорошие слова. Я знаю, что нужно зрителю и как найти в его душе отклик.
- Почему же тебя так редко можно услышать живьем в Казахстане? В прошлом году ожидался твой большой тур по стране, но…
- Да, мы уже второй год хотим это сделать, ведем переговоры с крупными фирмами-спонсорами. Я хочу, чтобы это было стоящее зрелище, которое запомнится надолго, а не элементарный концертный чес. В туре должны работать профессионалы, которых в Казахстане нет, и их нужно приглашать из-за рубежа.
- А чего еще не хватает казахстанскому шоу-бизнесу?
- Я бы ставил вопрос шире и говорил о целых пластах культуры. Ведь что ни возьми - у нас всюду жуткий дефицит профессионалов: и в кино, и на ТВ, и в музыке… Я всегда в Казахстане говорю сильным мира сего: надо помогать талантам. Но только лишь меценатство не решит проблемы. Пора задуматься о серьезной государственной программе, реализация которой позволит ответить на вопросы о том, чему мы научим молодых, что оставим им в наследство. Правовые вопросы - отдельный момент. Сейчас пластинками очень трудно заработать: музыку воруют пираты, она незаконно распространяется с помощью Интернета и т.д. А в гастрольный тур поехать, как мы уже говорили, почти невыполнимая задача. И музыканты, таким образом, оказываются в замкнутом кругу! Но государство должно понять, что нужны серьезные меры, разноплановые и многосторонние. Нельзя сосредотачиваться только на борьбе с пиратами, пора думать о том, чем и как помочь творческим людям.
- Москва влияет на твои творческие способности?
- Это город-эго. Здесь нужно пробиваться, пребывать в состоянии вечной готовности, постоянно с кем-то встречаться, куда-то бежать… В Алматы я просто расслабляюсь. По-настоящему хорошо мне только там. И, кстати, вокальные партии своих песен в Москве принципиально не пишу. Верь не верь, но только на родине душой поется. Потом уже только везу в московскую студию сделанные в Алматы записи вокала, которые звукорежиссеры накладывают на музыку.
- У твоей первой группы уже юбилей, но сольной карьере Батыра еще далеко до крупных дат. Ты отводишь себе какой-то срок пребывания на сцене?
- Скажу так: пока мне хочется работать! У меня есть главное - зритель и его отклик на мои песни. Что еще нужно артисту для счастья?..
Его любят и там и здесь не только за голос и песни. Один умный человек объяснил его феномен так: “Батыр - редкий в шоу-бизнесе человек, к которому не липнет грязь”. В современной музыке, которая живет по законам джунглей, он торит свой путь без помощи желтой прессы и не давая повода для сплетен. Он часто произносит: “Я просто занимаюсь своим делом”. Как ни странно, этого оказалось вполне достаточно, чтобы добиться успеха.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай