2630

Гульнар Абикеева: Зачем мне помнить плохое кино?

Недавно в стране появилась Ассоциация кинокритиков, которая своей миссией видит популяризацию отечественных кинокритиков. Шутка. Основная задача объединения - развитие казахстанского кинопроцесса. Вообще кажется порою, что критиков у нас больше, чем фильмов, однако первые же дни работы ассоциации показали, что фильмы, конечно, количественно выигрывают.

Руководитель Ассоциации кинокритиков Гульнар АБИКЕЕВА рассказала, зачем все это нужно и что будет дальше.
- Вы действительно считаете, что работа Ассоциации кинокритиков будет способствовать кинопроцессу?
- Во-первых, рядовой казахстанский зритель не знает о том, что в Казахстане производится 20 полнометражных фильмов в год. Элементарно заявить об этом, показывать все фильмы вместе (с приглашением соз­дателей) - это уже важно. Во-вторых, наша задача высветить не только фильмы и режиссеров, но и большую группу профессионалов, которые делают наше кино, - операторов, художников, композиторов, актеров. У нашего проекта три этапа: создание сайта kinokritik.kz, где будут собраны наши рецензии на казахстанские фильмы; проведение киномарафона в кинотеатре “Арман”, где мы показываем все фильмы, снятые у нас в 2014 году, и третий этап - церемония награждения “Выбор критиков” по 13 номинациям. Оценка критиков - это не только фокус на наиболее достойные кинокартины, это возможность обратить внимание на работу более пятидесяти отечественных профессионалов кино. Это чистая математика - по четыре номинанта в 13 категориях = 52 специалиста. Мы просто делаем свою работу.
- Раньше отечественное кино тяготело к жанру драмы, а по итогам прошлого года кажется, что большинство лент - развлекательные. Хорошо живем?
- Не большинство, примерно 50 на 50. В этом году около половины картин - арт-хаус­ного плана: “Хозяева”, “Приключение”, “Нагима”, “Курко”, “История одной старушки”, “Раз в неделю”, “Быть или не быть”, “Семь нот моего детства”, “Тропинка к облакам”. Они участвуют в кинофестивалях. Коммерческие или развлекательные фильмы выходят в прокат - “Ограбление по-казахски”, “Келинка Сабина”, “Кемпир”, “Осторожно, корова!”, “Охота за призраком”, “Загнанная”, “Заговор Оберона” и другие. Кто на что обращает внимание. Хорошо, что наши продюсеры и режиссеры начали активнее работать на прокат. И успех тут же налицо - “Ограбление по-казахски” и “Келинка Сабина” вошли в десятку самых успешных прокатных в Казахстане картин 2014 года.
- Жанна ИСАБАЕВА отказалась давать свою “Нагиму” для марафона казахстанского кино. Не сказала почему?
- Да, действительно Исабаева отказалась. Видимо, у Жанны нет доверия к нам, кинокритикам. Но мы не требуем регистрации или подачи заявки. Мы работаем со всеми фильмами, которые публично были показаны в Казахстане в 2014 году. Нам для включения в список достаточно хотя бы одного публичного показа - пресс-показ, презентация, участие в кинофестивале и так далее. “Нагима” была показана на кинофестивале Qlick в Алматы. Мы также хотели включить в программу картины “Дорога домой” и “Голос степей”, которые были показаны на “Евразии” в 2014 году, но киностудия “Казахфильм” сообщила нам, что эти фильмы выйдут в прокат в 2015 году, поэтому мы решили включить их в списки следующего марафона.
- Вы очень много знаете о кино Центральной Азии. Как мы выглядим в сравнении с соседями?
- Действительно, я считаюсь специалистом по всему кино Центральной Азии и очень люб­лю кино наших соседних стран. Думаю, что в фестивальном плане мы лидируем - “Серебряный медведь” за “Уроки гармонии”, номинация на “Азиатский “Оскар” фильма “Хозяева” - такого успеха ни у кого, кроме нас, нет. Однако в плане успеха у своего зрителя Узбекистан и Кыргызстан нас опережают. Доля узбекских фильмов в их прокате вообще составляет 99 процентов, а Кыргызстан создает сеть альтернативных кинотеатров, чтобы показывать там только киргизские фильмы. В Таджикистане тоже возрождается новое национальное кино после гражданской войны 1990-х, но пока там снимается четыре-пять фильмов в год.
- Кстати, по-моему, киргизы всегда были нашими соперниками и часто выигрывали в кинематографичности. Буквально лет пять назад все говорили о “новой волне” киргизского кино. Она уже схлынула?
- Нет, там идут очень интересные процессы. Представляете, в маленькой стране Кыргызстан снимается порядка 50 полнометражных игровых фильмов в год и около 300 короткомет­ражек. В декабре 2014 года я была в Бишкеке на фестивале короткого метра. Поверьте, конкурс киргизских картин был интереснее, чем фильмов стран СНГ. Я говорю о короткометражках. Количество обязательно перейдет в качество.
- Вы долгое время были арт-директором кинофестиваля “Евразия”, и я, признаюсь, считал вас компромиссной и очень лояльной по отношению к официальной позиции Минкульта фигурой. Но потом у вас случился конфликт с организаторами форума...
- Это правда, я лояльный человек, только не к чиновникам или начальникам, а к государству в целом. У меня есть книга, которая называется “Нацио­строительство в Казахстане, и как этот процесс отражается в кинематографе”. Я считаю, что кинофестиваль “Евразия” - это имиджевый проект страны и его надо делать на высоком уровне. У нас, к сожалению, нет долгосрочных культурных проектов - художественного биеннале, международного теат­рального кинофестиваля, музыкального конкурса, поэтому важно, чтобы “Евразия”, которой уже 10 лет, продолжалась. И чтобы когда-то была 20-я “Евразия” и 65-я, как Канны или Берлин. Почему возник конфликт? Меня просто не пригласили к работе на “Евразии”, посчитав, вероятно, что обойдутся без меня. Обошлись, незаменимых людей нет. Как я себя при этом чувствую? Мне было грустно наблюдать, что уровень “Евразии” снизился, особенно что касается представленности казахстанских картин. Поэтому и было решено проводить марафон казахстанского кино, который в будущем, надеемся, перерастет в Неделю казахского кино, куда будут приглашаться отборщики кинофестивалей со всего мира.
- Что, на ваш взгляд, ждет местное кино лет через пять?
- Я надеюсь, что через пять лет в Казах­стане будет производиться наконец 50 картин в год. У нас есть потенциал для такого кинопроизводства. Другое дело, что наша кинопрокатная система не ориентирована на казахстанское кино, поэтому у нас не растет количество фильмов и доля нашего кино в прокате. Поэтому и зритель довольно скептически относится к казахскому кино. И вообще, в последние годы я заметила тенденцию, что отечественное кино нужно только казахскоязычному зрителю, поэтому логично предположить, что через пять лет среди 50 фильмов будет половина казахскоязычных картин, а не как сейчас - процентов десять.
- Вы часто составляете рейтинги лучших картин. А если бы я попросил назвать вас худший местный фильм за последние пять лет...
- Почему я должна помнить плохое кино? Я смотрю порядка 700-800 фильмов в год, и моя задача - помнить хорошее кино, а не плохое. Поэтому я принципиально не пишу о тех фильмах, которые мне не нравятся.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть