Шедевры из заначки
В Государственном музее искусств им. Кастеева открылась необычная выставка гравюр “От Дюрера до Домье”. В экспозиции представлено более 80 произведений, которые впервые за последние 20 лет выставлены на всеобщее обозрение.
Посетителям музея представлены работы всемирно известных художников немецкой, итальянской, французской, голландской и английской школ начиная с эпохи Возрождения и заканчивая XIX веком. Каждое произведение неповторимо и заслуживает особого внимания.
Зрители подолгу задерживаются у гравюр знаменитого итальянца Агостино КАРРАЧИ по мотивам древнегреческих мифов “Орфей выводит Эвридику из ада”, “Аполлон с музами на Парнасе”, где мастер, прекрасно моделируя живописную форму, прорабатывает тончайшие переходы от света к тени. Не меньший интерес вызывает “Диана на охоте” Рафаэля МОРГЕНА, а также “Поцелуй Иуды” Альбрехта ДЮРЕРА, в котором художник, используя различные выразительные средства резцовой гравюры, показал два господствующих в мире характера. И, конечно же, жемчужиной экспозиции считается работа великого Харменса РЕМБРАНДТА “Нищий”, в которой мастер сумел передать тяжелую судьбу своего героя.
- По способу исполнения рисунка на поверхности печатной формы (матрицы, доски) гравюры разделяются по техникам исполнения: ксилография, литография, офорт, гравюра резцом, пунктиром, сухой иглой, меццо-тинто, акватинт, - рассказывает куратор выставки Мария КОПЕЛИОВИЧ (на снимке). - Многие художники ценили этот вид графического искусства наравне с живописью. К примеру, Альбрехт Дюрер в 1490-х годах начал свой путь художника именно как гравер. Он создавал настоящие шедевры на меди и дереве. Его творчество оказало влияние на развитие гравюры не только в Германии, но и в других странах Европы. Можно смело утверждать, что благодаря Дюреру гравюра заняла в ряду искусств равное место с живописью и скульптурой. Другой не менее великий художник Харменс ван Рейн Рембрандт занимался офортом на протяжении всей жизни. Именно он усовершенствовал специфический язык этого вида гравюры, выявил все основные его технические свойства, с помощью которых передавал все многообразие светотеневых нюансов. Офорты Рембрандта отличаются небольшими размерами, оригинальностью замысла, высоким качеством исполнения и тонкостью техники.
По словам организаторов, они надеются, что экспозиция не только вызовет интерес у зрителей, но и послужит толчком для нового подъема современной казахстанской гравюры.
Окунуться в мир прекрасных творений можно до 1 марта.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы