4993

Свадьба на своих

Аскар БИСЕМБИН - почти “Мыслитель” Родена, только наш.

Казахстанский кинопрокат отчетливо демонстрирует, что самый несерьезный жанр приносит самые серьезные, совсем не смешные деньги. Поэтому в кинотеатрах все больше комедий, а в марте выйдет еще одна - “Свадьба на троих” дебютанта в полном метре Аскара БИСЕМБИНА.

Совсем дебютантом Аскара, конечно, можно назвать с большой натяжкой - он выступал в роли соавтора сценария на российских проектах “Папины дочки” и “Счастливы вместе”, писал сериалы “Вузеры” и “Айналайын”, снимал ситком “Бажалар”. Однако полнометражный прокатный фильм снимает впервые. Для него это, как сейчас принято говорить, очередной вызов современности.
“Свадьба на троих” рассказывает о мошеннике, который играет подставную свадьбу, чтобы взять денег у отца невесты и расплатиться по долгам.
- Раньше я играл в КВН, - говорит Аскар. - Потом знакомые ребята позвали поработать на российском телевидении, писать ситкомы. Затем были местные заказы, в частности, нам предложили расписать “Айналайын” для Акана САТАЕВА. В общем, много чего было, пока моя супруга не сказала, что мне надо поехать учиться. Я ни слова по-английски не знал, но благодаря настойчивости Баян несколько месяцев сидел за учебниками и сдал документы на программу “Болашак”. И прошел. Мы поехали вместе - я отучился на filmmaking (кинопроизводство. - Т.Б.), а жена - на продюсера.
Находясь в Америке, я не терял связи со своими друзьями-соавторами. Однажды утром мне позвонил мой близкий друг продюсер Акылбек ДОС­ЖАНОВ. Он сказал, что есть предложение сделать молодежный сериал за небольшие деньги. Вместе с соавторами мы решили, что надо делать что-то студенческое. Мы разогнали по скайпу характеры, написали сюжет, и получились “Вузеры”…
- В этом году уже четвертый сезон ситкома вышел. И он гораздо вульгарнее, чем раньше. Почему?
- Я активно работал над первым и вторым сезонами. К третьему сезону я имел очень опосредованное отношение, к четвертому - никакого. Поэтому мне сложно сказать, что там детально происходит. Я видел первую серию четвертого сезона, и она мне показалась смешной и невульгарной. Не могу судить обо всем сезоне, но не думаю, что ребята создавали заведомо что-то неприемлемое. Может, были какие-то моменты. Но уверен, что в общем там все миленько.
- Когда вышла комедия “Ирония любви”, писали, что продюсер Ренат ДАВЛЕТЬЯРОВ в погоне за деградирующей молодежью уже работает на опережение. Вы тоже?
- Давлетьярова я не знаю, он из другой, так скажем, лиги. Но полагаю, если он так делал, наверное, это скорее вынужденный бег за рейтингами. К сожалению, есть такая проблема, как малообразованная, непривередливая к хорошему вкусу часть аудитории. И это нарастающая плохая тенденция. Мы пробовали делать в тех же “Вузерах” что-то интеллектуально-крепко-смешное, но не всегда находили понимание у аудитории. И это жаль. Зато наряду с “Вузерами” у нас появился сериал “Бажалар”. Это семейный, очень “порядочный” продукт, который можно смотреть всем. И мне он очень нравится. Отличный пример хорошего не пошлого юмора.
- Как получилась “Свадьба на троих”?
- В США мы были обязаны за полтора года написать сценарий полнометражного фильма. Я писал, писал, писал. История получалась дорогая. Потом моя супруга Баян предложила свою идею. Мне она показалась “ватой”, я отказал. Но Баян знает, как ко мне подходить и что мне говорить. В результате с четвертой попытки я оказался побежден, и мы начали развивать ее задумку. Пришлось идти к преподавателю и объяснять, что все поменялось. Он, разумеется, не понял: “Как так, у тебя же 85 страниц сценария написано, и история хорошая!”. Но я для себя сделал вывод, что “Свадьба на троих” - тот самый проект, который я смогу реально снять по возвращении в Казахстан. Это все в конце концов и решило. И мы действительно сняли фильм.
- Кто решился быть инвестором?
- Мои друзья. Они сами предложили мне вложиться в проект, за что я им безмерно благодарен. Как-то все с этим фильмом поперло.
- Нуртас АДАМБАЙ, снявший “Келинку Сабину”, утверждает, что правила только мешают быть самобытным, и если завязка истории длится 50 минут вместо положенных десяти и при этом она интересна, то никому эти стандарты не нужны.
- Нуртас может отвергать правила, но при этом эмпирически сам им следует. Иначе бы это не сработало. В “Келинке” завязка происходит на восьмой минуте. И в целом все, кроме развития сюжета, построено правильно. У фильма есть начало и конец, есть героиня, и она радикально меняется. Приехала гламурная баба, а уехала девочка, которая ценит традиции народа и язык. Прекрасно, отличное изменение. Отсюда и хорошие сборы. Не всякое современное кино может похвастаться этим.
- Какой прогноз по сборам на ваш фильм?
- Прокатчики смотрели сырую версию фильма. У них очень хорошие ожидания. Я тоже думаю, что касса выстрелит. Это действительно хорошая история. Не потому, что моя, а потому, что на самом деле хорошая, есть мнения независимых профессиональных людей, да и непрофессиональных тоже. Это история, за которой хочется следить и узнать, что же будет дальше. Лучшей рецензии для создателей фильма не придумаешь.
- Интересная ситуация: все кругом говорят о кризисе, а при этом кино снимают активнее, чем когда-либо.
- В 2009 году, когда завалился инвестиционный банк Lehman Brothers и все было плохо, Голливуд собрал в прокате $28 млрд. вместо обычных $18 млрд. Кризис - и народ пошел в кино за иллюзией. Мне бы хотелось, чтобы было так же и у нас, только без кризиса!

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из  архива съемочной группы фильма “Свадьба на троих”, Алматы

Поделиться
Класснуть