1733

Как в сказке

В Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая очередная масштабная премьера - балет “Спящая красавица” Чайковского.

Проект оказался грандиозным: в нем занята практически вся труппа театра - 60 артистов балета! Только на декорации пошло пять километров ткани. Бисер и жемчуг, нашитые на костюмы, измерялись килограммами, а для королевских нарядов использовались только камни знаменитой фирмы Сваровски.
Спектакль получился с амбициями, как и задумывался. Это одна из первых сохранившихся авторских версий, без последних новомодных добавлений - то, что на балетном языке называется “казенка”. Ставила балет российская танцовщица Габриэла КОМЛЕВА. Директор алматинского оперного театра Аскар БУРИБАЕВ сказал о ней:
- Она знаток балетного искусства, хранитель традиций Петипа. Наш ГАТОБ им. Абая также является последним бастионом , который стремится сохранить классическое наследие.
Спектакль рассчитан на знатоков и ценителей балета. Неподготовленному зрителю он может показаться чересчур рафинированным. Но здесь стоит вспомнить историю балета: в 1888 году  директор императорских театров Всеволожский замыслил создать пышный спектакль в стиле балов при дворе Людовика XIV с кадрилью из сказок Перро в дивертисменте последнего акта, о чем он и написал композитору Чайковскому. Из самого замысла родилась некоторая манерность и старомодность. Да и балет в то время был совершенно иным: на сцене практически отсутствовал мужской танец, партнеры нужны были в основном для того, чтобы осуществлять красивые поддержки и служить обрамлением блистающим танцовщицам. Техника танца тоже была совсем иной. Российский художник-постановщик Вячеслав ОКУНЕВ сказал, что техника женского танца настолько изменилась, а требования к современным танцовщицам настолько выросли, что вряд ли на нашу сцену выпустили хотя бы одну балерину императорского театра, танцевавшую на премьере в “Спящей красавице”... Они бы просто не прошли по техническим характеристикам.
- Как бы ни был интересен современный балет, - рассказывает Гульжан ТУТКИБАЕВА, руководитель балетной труппы ГАТОБ им. Абая, - но классика по-прежнему является эталоном. А “Спящая красавица” - один из самых больших классических балетов, где едва ли не каждая партия ведущая. Этот спектакль часто называют феерией за налет сказочности и помпезности. Для многих наших танцоров главная сложность была именно в стилистике - передать манерность старомодных танцев и не переборщить, не увести филигранность в вычурность.
Габриэла Комлева уже второй раз выступает хореографом балетов на сцене ГАТОБ им. Абая - в репертуаре есть ее “Баядерка”. Танцовщица признается, что ей приятно работать с нашей балетной труппой, сохранившей почтение к авторитетам и уважение к классике, что далеко не всегда можно встретить даже в самых знаменитых театрах мира.
Премьера “Спящей красавицы” не случайно совпала с последними днями уходящего года, ведь и артисты, и все, кто оказался причастен к постановке, хотели, чтобы на сцене ожила настоящая сказка.
А для самих артистов настоящей сказкой стала помощь и поддержка такого надежного и серьезного партнера, как Казкоммерцбанк. Сотрудничество театра и Казкома длится восемь лет и давно уже измеряется не только в конкретных бюджетах, но и в свежих идеях, интересе, простых и нужных решениях. Например, пресс-конференция, предваряющая премьеру, проходила в фойе второго этажа, где не так давно благодаря поддержке Казкома появилась сцена для камерных концертов музыкантов и певцов. А это еще одна сказочная возможность для наших артистов показать свое мастерство.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть