8734

Келинка моя

Дебютный кинопроект Нуртаса АДАМБАЯ “Келинка Сабина” в первую неделю проката собрал около $600 тысяч. Это один из самых мощных стартов в истории отечественного кино - и уже понятно,что в будущем нам всем Нуртас еще покажет.

- Ожидал такого успеха?
- Я понимал, что народу должно понравиться. Но таких смелых ожиданий, что будут очереди и на фильм пойдет не только молодежь, но и старшее поколение, конечно, не было. Вообще, фильм должен был быть другим. Во-первых, мы собирались снимать кино с со­всем другим сюжетом, не про келинку Сабину. Во-вторых, главную героиню я изначально не собирался играть. В свое время мы пробовали девушек на роль келинки в скетчкоме, но там сразу стало понятно, что ничего не получится. Выходила не комедия, а правда жизни: девушки просто читали текст, как келинки. На полный метр я хотел привлечь актрису, но потом решил отказаться от затеи. У зрителей могло возникнуть “косоглазие”: в телепроекте одна Сабина, в кино - другая. Хорошо, что мы не совершили эту ошибку. Единственное, что было мне понятно с самого начала, - это то, что я сам буду и сценаристом, и режиссером.
- Почему?
- Ну, сложно передать все, что задумал автор сценария, если он сам не снимает свой материал. Многое теряется. И поэтому, кстати, я отказываюсь, если кто-то предлагает мне написать сценарий для других проектов. Пока я решил писать только для себя. Да и времени не хватает.
- Поскольку ты не режиссер, был достаточно большой риск превратить дебютный фильм в маловыразительную кашу.
- Я режиссер, но без образования, что меня никак не напрягает. У меня есть свое представление о том, кто такой режиссер и что он должен делать. По-моему, это человек, который создает что-то новое. Меня всегда удивляло, когда я слышал фразу: “Так нельзя снимать!”. Как это нельзя? Кто сказал? Я не верю в учебники, где говорится, что завязка должна обязательно произойти на 10-й минуте действия. Да пусть она будет хоть на 58-й, если это народу нравится. Для меня гораздо лучше, если зритель пойдет на “Келинку Сабину”, а критик скажет, что это вообще не кино, чем наоборот. Если вы называете искусством то, на что не идет народ, то мне это даром не нужно! Зрительское признание для меня гораздо важнее, чем дипломы или какие-нибудь профессиональные термины. Надо мной часто смеются в группе, когда я говорю: “Давайте-давайте, делаем пинг-понг!”. Они говорят, что это называется совсем не так, а мне все равно, как это называется. Мне важно, чтобы это сняли.
- Но с оператором вы понимали друг друга?
- Азамат ДУЛАТОВ - мой близкий друг. Это большой профессионал и замечательный человек. Мы как-то снимали “Побег из аула”, и я спросил у него, что он будет делать вечером. Аза ответил, что идет в кино с женой, давно обещал, она обижается и все такое. Потом через два часа звонит: “Нуртас, ты где? Срочно нужны ключи от офиса, камеру взять”. Но ты же в кино? “Какое кино, тут такие облака, мне нужно успеть их снять!”. И я понимаю, что этот человек добьется того, чего хочет. Есть другие ребята, вроде с потенциалом, талант­ливые, но говорят, что смена кончилась, пора домой. Ну вряд ли из них получатся профессионалы действительно высокого класса… Я ведь и сам в туалете, в душе, за едой или даже во сне постоянно думаю о работе и что-то придумываю. Если ты чем-то занимаешься, нужно отдавать этому 24 часа в сутки, и тогда что-то может получиться.
- И поэтому ты не женат?
- И поэтому я был женат (смеется). Кстати, вспомнил сейчас слова своей бывшей супруги: “Ты запарил со своей работой, мы можем поговорить о чем-то другом?”. Теоретически, конечно, можем, если постараться.
- Следующий кинопроект будет сиквелом “Сабины” или чем-то оригинальным?
- Мы пока думаем. Возможно, это будут сразу два фильма на разные темы, почему бы и нет? Если будет достойный сюжет про келинку, сделаем и его, и другую картину. Хотя это будет очень непросто.
- Образ травести - достаточно неодно­значная штука, особенно для нашего стремительно морализующегося общества. Не задирают тебя?
- В Интернете была пара случаев. Но я не обращаю внимания на таких людей, так как понимаю, что они пишут что-то такое не от большого ума. Как однажды написал Марк Твен одному из своих “поклонников”, “рыба улучшает работу мозга. Вам бы я посоветовал съесть пару кашалотов”. Не дословно, но смысл был таким. Да и полные залы, и очереди в кассах за билетами на “Сабину” говорят о том, что люди понимают, что такое роль и в чем фишка фильма.
- Ты говорил, что бюджет “Сабины” - $300 тысяч, причем сняли вы проект на свои деньги. Ты был готов рискнуть средствами или все-таки понимал, что внакладе не останешься?
- Фильм мы сняли на деньги нашей студии. Риск, конечно, был, и поэтому у меня была цель просто не уйти в минус. Я знал, что благодаря популярности скетчкома и за счет хорошего сценария мы как минимум покроем расходы на фильм. Во время работы над картиной один мой друг предложил поучаствовать в проекте в качестве инвестора. Я уже почти согласился, но в последний момент передумал. Теперь я понимаю, что это было правильное решение, потому что в результате и фильм получился, и друга я не потерял.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть