Девальвация - двигатель искусства
Рекламный баннер вдохновил художницу Сауле ДЮСЕМБИНУ (на снимке) на картину, посвященную женскому долготерпению и готовности восхищаться голливудскими красавцами. Например, обнаженная женщина приникает к мускулистой груди Бандераса. Рядом подпись: “Что еще я могу сделать для вас?”.
Художников вообще вдохновляют очень разные вещи. Сауле задумывала серию нежных, лиричных работ, построенных на сочетании женского тела и орнамента, живописи и шаблонов. Но все получилось гораздо жестче и резче:
- Я начала работать, и тут стали происходить какие-то невеселые события или просто я их воспринимала очень остро в этом году... Например, очередная девальвация. Предыдущие две я как-то не слишком сильно переживала, а эта меня буквально подкосила. Может быть, на меня подействовали заявления чиновников о том, что они сами ничего не знали. Поэтому и появились размышления о том, что у нас вообще происходит. Если присмотреться, на работе “Саукеле” рядом с головой женщины заметно, что были нарисованы метки, на фоне которых делают снимки преступника. Но потом я подумала, что это слишком “лобовой” ход, и закрасила их.
В этой серии есть и откровенные парафразы на европейское искусство как часть нашего культурного пласта. Автопортрет Ван Гога, о котором мы все знаем только по его отрезанному уху. Это тоже примета, трафарет нашего времени.
А вот лиц почти нет. Обезличенная универсальность помогает примерить на себя любой образ. Тело на продажу, жестокие игры времени и людей. Многие картины решены как диптихи, чтобы создать движение, дать возможность показать с разных ракурсов один и тот же образ. Шаблоном же становится то национальный орнамент, то вполне современный пистолет.
- Есть некая пафосность в живописных произведениях, а когда ты на это накладываешь трафарет, то снижаешь пафосность, делаешь произведение более комфортным для восприятия.
- Почему вся серия решена через женское тело?
- Здесь нет никакой эротики, скорее, это символ естественности и предельной открытости. На самом деле отношение к обнаженному женскому телу - еще один шаблон, еще один стереотип нашего общества.
- Чем еще прошедший год оказался таким тяжелым, создающим настолько острый ответ?
- Например, то, что происходит сейчас на Украине. Поначалу это воспринимается как нечто очень далекое, не имеющее к нам отношения. Но на самом деле все это очень быстро может коснуться и нас. Этот год дал мне много поводов для серьезных размышлений.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы