Я пою - этим и интересна!
Казахстанская оперная певица Салтанат АХМЕТОВА (на снимке) стала победительницей российского проекта “Большая опера”, завоевав симпатии жюри и телезрителей и выиграв главный приз. После финала нам удалось связаться с Салтанат по телефону и из первых уст узнать все подробности.
Третий сезон телевизионного конкурса собрал десять участников из Германии, России, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Армении. В течение двух месяцев они демонстрировали свои вокальные данные и искусство сценического перевоплощения. В финал вышли белорус Илья СИЛЬЧУКОВ, россиянка Василиса БЕРЖАНСКАЯ и наша Салтанат. Победителя выбирали зрители путем смс-голосования.
- Честно сказать, я не думала, что стану победительницей, хотя многие мне говорили, что у меня есть все шансы на победу, - признается Салтанат. - Для меня это был первый телевизионный проект, на котором я познакомилась с интересными людьми, получила неоценимый опыт и советы от звезд мировой оперы. Конечно, я счастлива, что зрители выбрали меня. Спасибо всем, кто болел за меня, особенно моему любимому педагогу Хорлан КАЛИЛАМБЕКОВОЙ. Все, чего я достигла, - это ее заслуга.
Первое знакомство с оперой у Салтанат произошло еще в детстве, и это искусство так тронуло ее, что она решила стать оперной певицей.
- В нашем доме всегда звучала музыка, - продолжает певица. - У нас мама очень музыкальная. В детстве она мечтала играть на скрипке, но не сложилось. Свою мечту мама воплотила в нас с сестренкой: Лейла выбрала специальность дирижера-хоровика (сейчас она руководит академическим хором в Челябинске), а я с детства знала, что буду петь. Помню, лет в десять участвовала в музыкальном конкурсе, и нужно было записать фонограмму. Я пришла в музыкальный колледж нашего города Кокшетау, где судьба свела меня с удивительным педагогом Жакыпом КУШКЕМБАЕВЫМ. Именно он первым сказал, что у меня голос поставлен от природы . Я училась в лицее, где в то время мы перепрыгивали через три класса. Была такая школьная программа, сейчас, по-моему, нет такой. Так вот, я окончила школу в 14 лет, но в музыкальный колледж брали только с семнадцати. Я решила не терять времени и выучиться на переводчика. Мне легко даются языки, поэтому я рассудила, что ничего не потеряю. Когда пошли подавать документы на переводчика, то по дороге мама предложила зайти в музыкальный колледж. Поскольку школу я окончила с отличием, то оказалось, что ничего сдавать не нужно, а необходимо просто спеть. Я спела, и в виде исключения меня взяли на учебу в 14 лет.
После колледжа была Казахская национальная академия музыки по специальности “сольное пение” и стажировка в академии искусств вокала в Италии. В прошлом году Салтанат пригласили работать в театр оперы и балета “Астана Опера”.
- Мне повезло с наставниками, - считает Салтанат. - Хорлан Ихсановна - признанный мэтр нашей музыкальной культуры, у нее огромный сценический опыт. Она всегда говорит мне: “Пой, как в последний раз!”.
- Кстати, о последнем разе. На “Большой опере “ в какой-то момент вы заявили, что вынуждены покинуть проект, потому что вас отзывают на гастроли. На что член жюри народная артистка СССР Елена ОБРАЗЦОВА заявила, что просто так вас не отпустит и даже позвонит президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ: мол, она его лично знает и попросит вмешаться. А через несколько дней директор “Астана Опера” Толеген Мухамеджанов был освобожден от занимаемой должности. Неужели Образцова на самом деле замолвила свое слово?
- Эта версия той истории до меня тоже дошла, но, скорее всего, это просто стечение обстоятельств. Не думаю, что Елена Васильевна звонила нашему президенту. К тому же г-на Мухамеджанова не сняли, а перевели на другую должность. Если вы читали его письмо в Интернете, то он сам решил уйти с этой должности. Но за меня действительно заступились. Мой педагог Хорлан Ихсановна, осознавая всю важность этого проекта, позвонила министру культуры и объяснила ситуацию. В итоге вопрос решился положительно, и я осталась в проекте. И не зря!
- Наверное, пока все решалось, вы были на нервах?
- Не то слово. Участие в конкурсе уже стресс, а тут такая ситуация. С одной стороны, я понимала, что работаю в театре и решение руководства не обсуждается, а с другой - упускать такой шанс не хотелось.
- Если бы за вас никто не заступился, вы бы рискнули ослушаться и остаться на проекте?
- Нет. У меня есть обязательства перед театром, и нарушать их я не хотела. Я рада, что все так разрешилось.
- Какой из образов вам дался сложнее всего?
- Ариозо Франчески из оперы Рахманинова “Франческа да Римини”. Это произведение не совсем для моего голоса, к тому же не хватило времени на репетиции, и в итоге за эту партию я получила три балла. Даже расплакалась.
- На проекте жюри не щадило участников. Как вы относитесь к критике?
- Все зависит от того, кто вас критикует. Если такие известные мэтры, как Иоан ХОЛЕНДЕР или Елена Образцова, то обижаться глупо. Они делали конструктивные замечания, работая над которыми, певец может стать только лучше. Для меня их советы и критика были как подарок, потому что это позволяет расти и развиваться.
- Любые конкурсы подразумевают соперничество. Как складывались отношения между конкурсантами на проекте?
- Нам рассказывали, что на предыдущих проектах между участниками были ссоры, но в этот раз, как ни странно, мы сразу сдружились, и даже не чувствовалось, что мы соперники. Наоборот, все старались помогать друг другу.
- Вы выступаете на разных сценах. Где вам понравилось петь больше всего?
- В Вене, а еще хотела бы вернуться в Париж в зал Гаво. Там потрясающая площадка с безумной акустикой. Хотелось бы спеть в знаменитом миланском оперном театре “Ла Скала” и в концертном зале Carnegie Hall в Нью-Йорке.
- У поп-музыкантов есть так называемый райдер. Есть ли какие-то требования у оперных певцов?
- У знаменитых маэстро, конечно, есть, но я пока еще только учусь, поэтому ограничиваюсь просьбой, чтобы за кулисами всегда была вода.
- У вас есть какие-то суеверия?
- Да. Хотя понимаю, что это больше самовнушение, но ничего поделать с собой не могу. По секрету скажу, что у меня есть ленточка, которую я повязываю на пояс во время выступления. Кстати, она была со мной на конкурсе на всех выступлениях.
- У вас на проекте возникли проблемы с голосовыми связками. Скажите, как справляетесь с подобными ситуациями и вообще с заболеваниями горла? Есть какой-то особый рецепт?
- Если вдруг голос подсел и нужно срочно петь, то я знаю, что некоторые певцы добавляют в чай пару капель коньяка. Это помогает. Что касается меня, то просто стараюсь отдыхать, а лучше перед выступлением молчать. Если, не дай бог, простываю, то, как все, парю ноги, делаю компресс и принимаю антибиотики. Особого рецепта нет.
- Что дало вам участие в проекте “Большая опера”?
- Мне поступило несколько предложений о сотрудничестве, но пока это секрет.
Кроме того, все три призера получили сертификаты на ювелирные украшения. А еще 20 декабря в Москве финалисты “Большой оперы” дадут концерт.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Вадима Шульца, Алматы