Никас Сафронов: Я спал у Софи Лорен. Жалко, не с ней
В Алматы открылась выставка Никаса Сафронова - известного российского художника.
Размах экспозиции впечатляет - 900 квадратных метров в Музее искусств им. А.Кастеева, 140 полотен. Художник не скрывает, что любит официальные площадки и внимание первых лиц - потенциальных покупателей. А еще он признался, что цены меняются быстрее, чем люди.
Никас один из самых успешных российских художников, активно распиаренный до такой степени, что критиковать его картины даже как-то считается дурным тоном. Иногда несмотря на явный лубок и потакание вкусам. Впрочем, Никас критики не боится, возможно, потому, что защищен броней легкой мании величия. Он откровенно признается, что любит копировать картины старых мастеров, а чтобы потом они не пропадали, пририсовывает им лица известных людей или что-то из современной жизни. Любит упоминать фамилии эстрадных звезд и политиков. Например, рассказал, как на церемонию в Голливуд ходил с Вилли ТОКАРЕВЫМ и убеждал приятеля сильно не париться по поводу костюма - все равно никто Вилли не знает и т. д. На пресс-конференции в Алматы маэстро был весьма красноречив.
- В Алматы жил мой дядя, и я до сих пор помню из детства рынки, вокзалы, удивительные для меня халаты и тюбетейки. Эдакий ассоциативный ряд из сказок “Тысяча и одна ночь”. Был я здесь и в 90-х годах, все было грустно, да и погода не очень... Третий раз побывал на Медеу и пока скатывался с высокой горы, научился стоять на лыжах (имеется в виду Шымбулак. - Ред.). Это один из лучших курортов мира и город доброжелательности. Каждый вечер перед сном я молюсь за Россию, Белоруссию, Украину и Казахстан. За то, чтобы ничего не менялось в культуре и языках, чтобы мы не теряли общность.
- Кстати, об общности. Как вы относитесь к нашумевшему плакату с поцелуем Курмангазы и Пушкина?
- Я не отрицаю секс-меньшинств, к сожалению, это неотъемлемая часть современного общества, но против кощунства. Можно ходить голым, устраивать парады, если нравится. Плохо, когда люди вторгаются в наши сердца, а именно там живут великие поэты.
- А ваш портрет кто-то из коллег пробовал написать?
- У меня их штук пятнадцать. Ужасающих. Ирина АЛЛЕГРОВА как-то пожаловалась на то, что художники сейчас не умеют рисовать, дескать, ей подарили дюжину портретов, и все неудачные. Я ей ответил: “А ты закажи одному художнику, и будет хороший”. Раньше я подаренные мои портреты уничтожал или передаривал сдуру. А сейчас думаю собрать их и издать.
- Вы молитесь перед сном за страны бывшего Союза, а в детстве, как-то признались, молились на изображение Софи Лорен...
- И до сих пор молюсь! Я даже спал у нее, жалко, не с ней, когда был в Швейцарии. Я как-то в Испании встречался с родственницей Карлоса (Хуан - король Испании. - Ред.), она влюбилась в меня до беспамятства. Но я был настолько вымотан, что просто прятался от нее. Зато через нее познакомился с Карлосом, это тот единственный случай, когда я через женщину получил протекцию. Обычно я стараюсь делать все сам.
- Часто ли у вас покупают картины наши соотечественники?
- Я не могу называть имена, если они захотят, то сами расскажут. Помню и несостоявшихся покупателей из Казахстана в 90-х годах - собирались посмотреть картины, но проиграли все деньги в казино. Так потом переживали, говорили, что лучше бы купили картины, обещали в следующий приезд это сделать.
- Застрахованы ли ваши руки?
- Да, на пять миллионов долларов. Недавно расписывал часовню, упал со стремянки и получил травму. За это мне выплатили 350 тысяч. Правда, страховаться пришлось в швейцарской фирме, потому что наши такие договоры не заключают. Я вообще все страхую: церковь, которую построил в честь мамы в Ульяновске, часовню, в которой похоронены родители, квартиру, машину. Зато если выхожу и вижу, что машины нет, то даже не переживаю. Менять машины даже хорошо, хотя обычно я это делаю, когда разбиваю авто. Я уже разбил три “порше” и один “мерседес”, все из-за привычки очень быстро ездить. Когда Николай ДРОЗДОВ со мной едет, он всю дорогу молится.
- В чем главный секрет женской красоты?
- Рафаэль писал: “Чтобы нарисовать красивую, надо перебрать сотни интересных”. Иногда все хорошо, но родинка не на месте. Иногда, наоборот, женщина не очень красива, но обладает фантастическими губами или глазами. При этом совершенно не важно, какой полноты, национальности и какого она возраста. Важны глаза, вернее, чтобы они были добрыми. Женщины вообще все красивы. Говорят, нет некрасивых, есть плохие, и я бы добавил “фотографы”.
Записала Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы