Закрой глаза - открой мир!
Этой осенью Наталья ЛЕПИХИНА (на снимке) повезет своих кукол на персональную выставку в Париж. Между прочим, там терпеливо ждали целый год, пока она соберет целый мир из войлока, керамики, грубого льна. Мир, о котором ей нашептала степь.
Как Наталья стала кукольницей, это отдельная история. Может быть, не самая веселая. Когда-то ей поставили страшный диагноз. Тогда она поняла, как хрупка жизнь, и подумала: если вдруг... то что останется моей крохотной дочке в качестве воспоминаний о маме? Ей захотелось сделать своими руками игрушку на долгую память о себе. Так все и началось. А потом самодельные куклы перевернули ее жизнь. Сейчас Наталья постоянно в разъездах и благодарна своему начальству на основном месте работы за то, что оно терпит ее кочевой образ жизни. Например, в этом году она уже побывала в Минске и Санкт-Петербурге, не успела в Японию - придется туда ехать в следующем году. Но главным для нее было создать кукольный мир, который в ближайшие две недели можно увидеть в зале музея им. Кастеева в Алматы. В экспозицию попадут простые по форме существа с мечтательно закрытыми глазами, развевающимися косичками, мифические рыбы, птицы, цветы и лодки.
Конечно, Наталья умеет делать и вполне реалистичных кукол с керамическими ножками-ручками, разодетых в бархатные камзольчики под старину, но год назад ей захотелось создать что-то по-настоящему восточное.
- Я люблю Восток и место, где живу. Но я прекрасно понимала, что сделай я куклу в казахском национальном костюме - и это будет выглядеть неправдоподобно. Тогда я решила поехать в степь, чтобы там получить ответы на свои вопросы.
Это не красивая метафора. Наталья взяла подругу, и двумя семьями они отправились далеко за город. Пока мужья и дети готовили пикник, женщины надели длинные юбки, взяли с собой варган и под его медитативные звуки начали по очереди танцевать, наблюдать движения собственных теней, впитывать запахи, цвета...
- Мне вообще степь представляется чем-то вроде колыбели, там очень сильно ощущается некая мощь. Это место, где просто мороз по коже пробирает от величия окружающего мира. Правда, в итоге мои девочки получились совсем не восточные, но осталось ощущение свободы, ветра. Какого-то погружения в себя.
Так и получилось, что степь аукнулась отрешенностью героев, мягкими красками, войлоком и тысячью тонкостей. Сложнее всего оказалось с войлоком. Сначала Наталья попыталась валять его самостоятельно, опираясь на знания, почерпнутые из Интернета. Затем посетила местный мастер-класс, где убедилась, что и обучающие не всегда знают всех тонкостей этого процесса. В итоге уже перед открытием нынешней выставки списалась с российской мастерицей и целую неделю жила в глухой деревне, обучаясь древнему ремеслу.
- Это была удивительная неделя! В деревне в основном живут женщины, мы даже ходили голышом купаться, и было ощущение чего-то исконного и древнего во всей нашей жизни. Там же я осваивала и ткачество. Сейчас в магазинах есть любая ткань, но мне интересно сделать своими руками, вложиться в этот процесс.
Последнее понадобилось потому, что дома уже стоял массивный, видавший виды ткацкий станок.
Все эти творческие поиски терпеливо переживает муж. Он же, кстати, помогал Наталье монтировать выставку в музее. Так своеобразно они отметили очередную годовщину свадьбы.
- Зарабатывать куклами у меня не получается. Я, конечно, делаю на продажу коммерческие варианты, но интереснее всего мне сделать вот такую коллекцию, некий мир, герои которого взаимодействуют друг с другом.
Куклы, навеянные степью, настолько погружены в свой мир, что закрыли глаза. Все коллеги-кукольники в один голос вздыхают: “Некоммерческий проект, ты никогда не продашь безглазых существ!”. Наталья на это только смеется. Говорит, что коллекционеры, собирающие разодетых в пух и прах красоток, и так ее не замечают - зато ее работы привлекают внимание художников и тех, кто влюбляется с первого взгляда в этих странных персонажей.
- Закрытые глаза - это попытка заглянуть внутрь себя. Прочувствовать в себе природные стихии, ветер, реку, степь. Невероятный кайф. Но как только ты встречаешься взглядом с куклой - образ остается, а состояние улетучивается.
Наталья уже отметилась в Париже на совместном проекте керамистов Казахстана и Франции, который завершился выставкой в музее Дюма. А уже после этого ей предложили показать свои работы персонально.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы