2894

Радости потребления

 

Так называется выставка работ Павла ОВЧИННИКОВА (на снимке), рискнувшего затеять дискуссию о современном обществе потребления прямо в торговом центре южной столицы.

Павел - филолог по образованию и, по собственному признанию, рисовать не очень-то умеет. Но считает, что при разнообразии жанров искусства это и необязательно. Он делает коллажи. Все его работы состоят из вырезанных из журналов разных лет картинок, и складывается эта мозаика в настолько причудливый пазл, что, бесспорно, становится самостоятельным произведением искусства.
- Картинки из журналов чаще всего представляют собой рекламный материал, так что все получилось в тему. Концепцию выставки мы придумывали с Валерией ИБРАЕВОЙ, организатором выставки. Я прекрасно понимаю: то, что придумывают искусствоведы, - это игра. И раз уж я по своим соображениям решил вступить в эту игру, надо принимать ее условия.
В чем прелесть коллажа, так это в многообразии трактовок. Павел, конечно, может объяснить, что за смысл скрывается за той или иной пестротой вырезок, но с удовольствием выслушивает и мнения зрителей. Оказывается, каждый видит то, что готов увидеть.
- Например, у меня есть такая работа: яркие цветы и фрукты, а в середине череп. Если исходить из концепции выставки, можно сказать, что это то, к чему придет общество потребления. Я, видимо, циник. В соответствии с высказыванием одного из знаменитых людей: “Циник - это тот человек, который, нюхая цветы, ищет глазами гроб”. У меня действительно так и было однажды. На День святого Валентина сотрудница похвасталась затейливым венком из цветов, а я спросил: кого хороним? Чем и обидел женщину. Или коллаж с ковбоем и знаменитой “Спящей Венерой”: это и соотношение живописи и кинематографа, и взаимодействие прошлого и настоящего, народа и искусства. То есть значений можно найти очень много.
- Другие художники не говорят, что вы самозванец в цехе, поскольку даже рисовать не умеете?
- Может, и говорят между собой, я особо этим не интересуюсь. В конце концов, не я придумал жанр.
- Сильно ли отличаются старые и новые журналы?
- Очень. На мой взгляд, прежние журналы несли больше информации и зрительный ряд был интереснее. Сейчас картинки стали мельче, гламурнее. Все сосредоточено на преподнесении себя замечательного или товаров. Недавно я нашел подборку журналов “Огонек” за 1973 год и “Товары для дома”. Так вот, “Товары” меня удивили информативностью, а не попыткой впарить мне что-то. Что касается “Огонька”, из заголовков я понял, что мир не так уж сильно меняется даже за десятилетия: “Кому нужна нефть Ирака”, “Дадим отпор израильским агрессорам”… Все на той же точке.
 - Есть современные издания, которые удивляют?
- “Космополитен”. Я его, как и другие журналы, не читаю, а смотрю картинки и заголовки. Так вот, в этом журнале мне непонятно все и, главное, его никчемность. Там ничего не изображено, только какие-то цветные элементы вроде мазка помады. Мне объясняли, что это для целевой аудитории, возможно, я не могу понять этот журнал, потому что никогда не был 15-летней девушкой.
- Что в обществе потребления вызывает ваш личный протест?
- Я не протестую, скорее констатирую факт. Самое неприятное, что потребление становится статусным, твоя ценность для общества именно в потенции такого рода. Причем я не говорю о нашей стране, это мировая тенденция. Человеку на самом деле не так много нужно, но он включается в эту игру, в этот эрзац жизни. Заработать - купить - поехать, заработать - поехать - купить… Можешь потреблять - хороший, не можешь - ты никто. Я тоже в это съезжаю. Может быть, не в смысле тряпок, но я покупаю книги, которые не успеваю прочесть, и они пылятся на полке, музыку, которую некогда послушать…
Сама экспозиция поддерживает концепт выставки - работы Овчинникова крепятся на вешалках и снабжены такими же бирками-этикетками, как и товары бутиков. Разве что на них нет магнитной защиты, чтобы не быть вынесенными втихаря...

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

 

Поделиться
Класснуть