2197

Metal по-казахски

Их музыку не спутаешь ни с чем, казахстанская группа “Алдаспан” единственная в мире исполняет рок на электрических домбрах - ритм, соло и бас. За два года ребята выпустили пять альбомов, причем абсолютно в разных стилях. В 2012 году коллектив занял второе место в независимом рок-чарте ведущего американского лейбла Roadrunner records, а в этом собирается отправиться в турне по Китаю и России. Лидер коллектива Нуржан ТОЙШЫ (на снимке), рассказывает нашей газете про новое изобретение - электрожетыген и рассуждает, почему этническая музыка у нас невостребованна. 

- Идея смастерить электродомбру появилась в 1988 году, но воплотить я ее смог только в 2009-м, - улыбается Нуржан. В Москве приобрел необходимые электронные детали и привлек к созданию известного настройщика Мурата КУБЕКОВА, в ведении которого были мастерские по изготовлению акустических домбр. - Мы с ним сделали три инструмента, но более или менее получился только один. Я понял, что своими силами не справиться, и отправился с чертежами в Москву - в цех по изготовлению электрогитар. Моя идея московским мастерам понравилась, и в 2011 году я получил на руки три электродомбры, с которыми мы сейчас и выступаем. Кстати, сами создатели инструмента даже не ведали, какую музыку можно исполнять на электродомбре. Я им выслал позже альбом с записью кюев, и они буквально выпали в осадок! Меня часто спрашивают, зачем мне это надо было. Наша группа пропагандирует казахскую культуру и наши восточные ценности. Акустическая домбра не сможет на стадионе перекричать электрогитару, а вот наша заткнет любой инструмент.
Сегодня ребята - частые гости на различных концертах и фестивалях. Правда, их творчество не всегда воспринимается однозначно, но они не отчаиваются.
- Академически образованные люди понимают, что и хард-рок, и метал не так легко сыграть, как кажется, - продолжает лидер группы. - Особенно если исполняешь их на народных электроинструментах. Например, в первом альбоме был чистой воды метал, и нам удалось сплавить его с классическими кюями Курмангазы, Даулеткерея, Туркеша. Причем мы не меняли нотный ряд самих кюев, за исключением вступлений. Другой альбом - “Ельге кайт”- я бы назвал древнетюркским аналогом западного блюза. Вообще рок был придуман в степи давным-давно. Когда какому-нибудь музыкальному критику с Запада играешь казахский кюй и спрашиваешь, на что это похоже, он говорит: “Это рок”.
По мнению ребят, сегодня метал по-казахски - неформат для нашей страны. Телеканалы и радио­станции не спешат крутить группы, выступающие в этом жанре. То же самое происходит и с этнической музыкой.
- Не готова наша аудитория к этому, - считает Нуржан. - Ведь под такую музыку не потанцуешь, ее слушать надо. Раньше люди были более чувствительные, и домбрист, исполняя ту или иную композицию, заставлял людей плакать и смеяться. Сейчас народ стал черствее, поэтому и музыка более мощная, чтобы достучаться до сердец. Кстати, на фестивале мы презентовали электрожетыген. Это очень мощный инструмент. У него 23 струны, на шести из которых расположен гриф по типу гавайской гитары. В планах электрифицировать еще пару народных инструментов, а это значит, что появятся новые группы, которые будут играть на них. Мы хотим показать, что этническая музыка может звучать современно и виртуозно, и у тюркского фольклора есть шанс выйти на мировую сцену.

Электродомбра звучитгромче любого инструмента.

Новый инструмент -  электрожетыген.

Надежда ПЛЯСКИНА,фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть