9418

Оскал судьбы

Во время интервью художник Калибек АЙНАЖАР (на снимке) выкурил не одну сигарету, неизменно спрашивая:
- Не возражаете?
Его супруга Айгуль то и дело подливала нам чай и внимательно слушала. И лишь один раз, когда муж на минуту отлучился, обронила фразу:
- Калибек всегда держит свое слово, никогда никого в жизни не обманул. Думает, что и другие должны быть такими же.

- Не возражаете? - в очередной раз закуривая, произнес художник, и наша беседа продолжилась.
- Калибек, мы с вами знакомы не первый год. Зачем вы все время ведете себя так, словно бросаетесь в последний и решительный бой? И совсем не бережете свое здоровье.
- Никому оно не нужно, мое здоровье. Я хотел с ним проститься в 20 лет, в результате даже в тюрьме не сгодился.
- Много вы тогда наделали шума, выстрелив во врача, по вине которого стали инвалидом...
- Я не зря стрелял. На суде выяснилось, что оперировавший меня доктор не имел права оперировать, он окончил санитарно-гигиенический факультет. Он не только меня, но и еще 12 человек сделал инвалидами. Мне дали три года условно.
- Прошло более 30 лет, и теперь вы выбрали другое ору­жие - молчаливый протест на главной площади страны с плакатом-требованием к акиму столицы. Чего вы добиваетесь?
- Справедливости.
Когда мне пришло приглашение от всемирного благотворительного альянса “Миротворец” на церемонию награждения, я им честно написал, что не могу приехать из-за финансовых затруднений. Они мне второе приглашение прислали с припиской, что очень наде­ются на мой приезд. Я не думал, что мои работы смогут привлечь внимание профессионалов. Когда в те дни проходила интернет-конференция с главой государства, я попросил у него содействия. Обращение не осталось без внимания. 26 декабря 2009 года ко мне домой в Аягоз приехал Серик АБДЕНОВ, замакима области, с корреспондентами. потом была встреча с акимом, мне говорили: ты только твори, а мы тебе поможем и с мастерской, и с выставками. Мне была гарантирована помощь конкретная.
- Разве вы не знаете, что у нас не все обещания выполняются?
- Понимаю, когда не выполняются обещания жениться, но я впервые столкнулся с тем, что было обещано от имени государства и не сделано.
Я съездил, привез медаль “За пропаганду идей мира”. И стал работать дальше и ждать выполнения обещанного. Три года ждал. За это время Серик Абденов успел перебраться в Астану, стать “министром патамушта”, а в моей жизни ничего не менялось. Мое творчество оказалось в блокаде.
- Прорвать блокаду вы решились, обратившись к акиму Астаны ТАСМАГАМБЕТОВУ. Почему? Не ваш регион, не ваш депутат...
- Я выбрал достойного человека! Мое уважение к нему осталось по сей день, во всем, что произошло, не он виноват, а его окружение. Я обратился к нему как ценителю, знатоку. Я написал ему, что сейчас продолжаю работать по дереву, каждая работа все лучше и лучше, но кому в Аягозе нужны выставки? Проблематично мне участвовать и в республиканских выставках.
Тасмагамбетов ответил “…Я ознакомился с вашими работами, предлагаю вам организовать встречу и выставку в Астане в удобное для вас время”.
Я был окрылен! В сопровождении супруги поехал в столицу, в день приезда первым делом записался на прием, показал сотрудникам акимата письмо, там проверили подлинность. Но когда мы через два дня согласно записи явились на прием, нас не пустили. И так мы две недели ходили. Я заказал баннер с коротким текстом -
фамилия акима и слово “прими!” на казахском языке - и 3 октября прошлого года развернул его у акимата.
Десяти минут не прошло, как баннер у меня забрали, я не сопротивлялся. К нам вышла заместитель Тасмагамбетова г-жа Аида БАЛАЕВА, на себя, как говорится, приняла удар. Сказала, что примет нас завтра в 9.00. Две недели не могли принять, а тут за 10 минут все решили!
- К градоначальнику, надо понимать, вы не стали пробиваться?
- Значит, он не смог принять, а скорее всего, ему просто не сказали.
На следующий день мы встретились с Балаевой. Все ништяк! Я высказал свои претензии. “Вы правы, - сказала она, - мы все ваши денежные расходы компенсируем”. Все, что я потратил на дорогу и проживание в Астане, дожидаясь приема. 300 тысяч на руки дали. Замакима сказала нам, что наши требования обоснованны, но она одна некомпетентна, предложила нам ехать домой и готовиться к выставке, на которую придут депутаты. Через месяц, с 1 по 6 ноября прошлого года, во Дворце Независимости прошла моя выставка.
- Депутаты были?
- Нет. Да и самой госпожи Балаевой тоже не было. Правда, народу было много.
- Какие вопросы вы хотели обсудить с депутатами?
- Их много, но я хочу остановиться на одном. Я хочу конкретной помощи. То, что я вам сейчас скажу, на первый взгляд покажется бредом. Я прошу дать мне 50-60 тысяч долларов, беспроцентный кредит, ссуду, как хотите назовите, я верну эту сумму сполна, участвуя в выставках и продавая свои работы.
У меня есть достойный товар. У них миллионы исчезают в никуда, а я предлагаю вложить в конкретное дело. Я бы выбрал оборудование, удешевил бы сам процесс, выбирал бы деревья по породам, а не то, что попадается. Я уверен в себе, я отвечаю. С каждого угла сейчас раздается: где наше национальное казахское искусство? Вот мои работы! Опять же, не думайте, что хвалюсь, может, я единственный, кто вырезает по дереву такие национальные казахские полотна.
- То есть вы сидите на миллионах?
- Да! Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!
В Интернет загляните, мои работы стоят рядом с картинами XVII века. Вы там же можете увидеть, в какую сумму оцениваются работы по дереву: от пяти тысяч долларов и выше. Там есть работы, которые оцениваются в миллионы долларов. Вы знаете, инвалиды участвовали, хотя и безрезультатно, на Олимпиаде, но им выдали квартиры - вот тебе стимулирование государством. Почему я не попадаю в категорию тех, кто уже прославил страну и еще не раз может поднять флаг Казахстана? Моя работа “Кобызши” использована крупным планом в фильме “Зеркало времени”, снятом при поддержке первого президента. Фильм много раз показывали на канале “Евразия” на русском и казахском языках. Ради приличия Аргентина и другие зарубежные страны мне как автору присылают письма: разрешите использовать фото­графию вашей работы в нашем буклете. А у себя дома даже в титрах фильма не упоминают. Я уверен, что если завтра сдохну, за мои работы биться будут, сто пудов!
Бог дал мне шанс выразить себя.
В тот год, когда я получил награду от “Миротворца”, я был одним из 10 человек всего мира. Этой награды были удостоены Майкл Дуглас, Александра Пахмутова, Лео Бокерия...
Говорят, судьба улыбнулась мне, я же думаю, что получился оскал...

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть