8300

Нурлан Абдуллин: Мы толерантны во всём, даже в еде!

Известный певец кроме всего прочего ведет на одном из казахстанских телеканалов “Бешбармак-шоу”, посвященное национальной кухне. Со знанием дела народный любимец говорит о еде и способах ее приготовления.

- И все-таки вы типичный восточный мужчина, странно видеть вас в кулинарном шоу...
- Ничего странного, любой кочевник, любой воин-номад всегда умел приготовить еду. К тому же я ведь не орудую на кухне, а скорее на правах хозяина дома принимаю гостей, поддерживаю разговор с ними. К сожалению, сейчас национальная кухня в упадническом состоянии, надо обучать традициям молодежь, особенно девушек. Ведь они зачастую даже не умеют катать тесто! Не умеют резать мясо, не разбираются, какой кусок гостю предложить. Молодежь сейчас знает, что такое стейк рибай, но понятия не имеет, что такое берцовая кость. Если так дальше пойдет, то лет через двадцать все традиции казахского застолья будут или утеряны, или сохранятся только в книгах по этнографии.
- Ингредиенты нашего любимого блюда просты - тесто, мясо, лук... Есть ли возможность для творческого самовыражения?
- Национальная кухня имеет такое свойство - каждый думает, что он один знает, как правильно готовить, только он один точно соблюдает рецептуру и традиции. Так что конкуренция среди кулинаров огромная. Кто-то уверен, что такого блюда, как бешбармак, вообще не существует, кто-то недоволен тем, что из национальных традиций сделали шоу. По-разному бывает, на всех не угодишь.
- А сами умеете готовить что-то, кроме суровой мужской яичницы?
- Конечно! Моя мама работала заведующей детским садом, папа - завучем в школе. Они рано утром уходили на работу и поздно вечером возвращались. А на мне был дом да еще и две сестренки! Так что сейчас, когда я в компании леплю пельмени и мантушки, женщины искренне изумляются скорости, с которой я это делаю.
- Как же насчет деления на мужские и немужские дела?
- Я родился в селе, так что и дом побелить умею, и роды у коровы принять, и горжусь тем, что прекрасно справляюсь с любой работой. Говорят, что у настоящего джигита должно быть восемь талантов и одна тайна. Когда я вернулся из армии, сначала гулял с друзьями две недели, а потом мама попросила сделать генеральную уборку дома. Конечно, сестренки без меня убирались, но все это ее не устраивало. Мама говорила, что когда я навожу порядок, то даже лампочки по-другому светят. Мужчина же действительно делает все масштабно: сдвигает мебель, драит плинтуса. Чего тут стесняться?
- Скажите честно, сами-то покушать любите?
- Да, я гурман! Если кто-то во время путешествий первым делом идет в музеи, рассматривает картины и скульптуры, то я предпочитаю рестораны. Очень люблю, к примеру, славянскую кухню, на Украину специально ездил бы борща поесть! У нас тут так не умеют его готовить.
- А как же фигура?
- Конечно, если хорошо поем, то понимаю, что придется потом взять себя в руки. Не то чтобы сажусь на диету, но могу устроить разгрузочный день. Кстати, поститься очень полезно. У меня есть друг-грек, он сейчас как раз постится, и когда мы вместе с ним где-то обедаем, я стараюсь заказывать такие блюда, которые не будут вводить его в искушение. Для меня это не проблема. Вообще казахи, на мой взгляд, один из самых толерантных народов, в том числе и когда дело касается пищи. Я и кошерную еду ел, и сало умею нарезать, и водочки могу замахнуть и спеть “Вдоль по Питерской”. От этого меньше казахом не становлюсь.
- Вы переживаете за возрождение традиций, но как раз на почве спекуляций традициями рождается национализм...
- Да, я знаю таких людей, которые делают на этом пиар. Но если ты гордишься тем, что представляешь титульную нацию, то будь красив сам! Не надо искать крайнего. Мне тоже говорили: мол, какой ты казах, если поешь русские песни? А я отвечал: поехали в Москву или Киев, сядем там с ребятами, и пусть они скажут, в ком из нас больше “казаха”, - во мне, поющем разные песни, или в тебе, кричащем о национальном достоинстве. Да что там, собака лает - караван идет.
- Какой из Наурызов вам запомнился больше всего?
- В 1991 году мы выступали перед Дворцом Республики, и тогда тоже по толпе пошел ропот: почему поют на русском? Я утихомирил собравшихся: “Сейчас вы поднимете бучу, а завтра весь мир будет обсуждать, что мы встречали Наурыз межнациональной распрей. У нас столько работы впереди, нам независимый Казахстан строить, зачем всякой ерундой отвлекаться?”. Я горжусь тем, что тогда остановил народ, и рад, что минувший год мы прожили в мире и согласии. Надо быть благодарными за это Создателю.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из личного архива Нурлана Абдуллина, Алматы

Тридцать девять бешбармаков
Накануне праздника Наурыз экс­перты КазТАГ подсчитали “индекс бешбармака” - то есть сколько раз можно приготовить это национальное блюдо на одну зарплату. В среднем казахстанцы могли бы приготовить 39 бешбармаков в месяц, как следует из расчетов, основанных на данных о заработной плате Агентства РК по статистике и мониторинга цен на продовольствие КазТАГ в марте. Для расчетов средняя заработная плата делится на стоимость необходимых ингредиентов. При составлении индекса бешбармака используется упрощенный рецепт национального блюда, в который входит 2 кг мяса (1 кг баранины и 1 кг конины), 0,5 кг муки, 2 яйца, 0,2 кг лука и 0,2 кг картофеля. С учетом того, что в разных регионах страны цены на продукты и зарплаты значительно отличаются, индексы бешбармака тоже существенно колеб­лются. Самые низкие показатели - в Петропавловске, Талдыкоргане, Кокшетау и Таразе. В этих городах жители могут приготовить любимое блюдо от 23 до 29 раз в месяц. В свою очередь, жители Атырау могут приготовить 68 бешбармаков в месяц, Астаны - 61, Кызылорды - 44. Они занимают три верхних строки рейтинга.

Поделиться
Класснуть