Что ты натворил?!
“Что общего между художником Сакеном БЕКТИЯРОВЫМ (на снимке) и Романом АБРАМОВИЧЕМ? Нам обоим не хватает денег”, - так шутит Сакен. Впрочем, он к многим вещам относится с юмором, даже открывая сразу две персональные выставки и подводя некие итоги.
- Как вы пережили девальвацию?
- Я пережил четыре девальвации. Был на моей памяти и момент, когда доллар стоил сто девяносто тенге, потом резко опустился по команде “сверху”. И бензин по 145 тенге я уже наблюдал. Вообще, надо сказать, что у нашего народа есть поводы оттачивать остроумие. Конечно, говорили о грядущей инфляции и думающие люди, и финансисты, и оппозиция, и честные люди, но, как всегда, все произошло внезапно.
- Как вы думаете, почему народ не возмущается?
- Потому что это не в нашей культуре. Когда в 1971 году мы переехали в Алматы, мама купила телевизор, и по выходным международные обозреватели рассказывали нам о девальвации на Западе, о том, как там народ бастует. Я смотрел на все это с ужасом. Там народ тесно живет, имеет привычку высказываться. А у нас просто не хватает энергетики для внятного высказывания, таков уж менталитет. Мы привыкли, что чиновники нам врут, поступают бессовестным образом, делают что хотят, а потом катапультируются на золотом парашюте или даже не катапультируются, а продолжают работать в системе. Да и мы - народ, живущий по принципу “лишь бы не было войны”.
- Одним словом, проглотили обиду?
- Ну, не так чтобы. На самом деле интеллигенция возмущается в Фейсбуке. Если главную ленту новостей представить эдаким проспектом, то место получится оживленное: народ шагает с криками, плакатами, обличает. Толпа разношерстная, аргументы великолепные. Вовлечены разные слои - от чиновников до интеллигентов, от аналитиков до психбольных.
- Если вы пережили четыре девальвации, почему не посвятили такой животрепещущей теме хотя бы одну картину?
- А что изменится, если я напишу картину? Когда делаешь камерную выставку живописи, можешь рассчитывать на то, что будешь услышан разве что друзьями и собутыльниками. Мне вообще не хватает трибуны, не хватает возможности поучаствовать в крупномасштабных художественных проектах. Сейчас вообще время крупных форм: Вселенная расширяется, население растет. И на первую полосу жизни выходит желание хапнуть, урвать, выхватить свое.
- В вашем творчестве были разные периоды: лошадиный, футбольный, балетный, философский. А какой переживаете сейчас? Что востребовано рынком?
- Нельзя сказать, что пойдет - лошади или балерины. Из опыта знаю, что существует постоянная потребность в картинах определенной тематики: юрты, кони, гольф на первом месте, затем букеты и еда, в смысле натюрморты. Но так было всегда, во все времена.
- Меняется ли у вас с годами отношение к деньгам?
- Нет. Я потому и пошутил про сходство Бектиярова с Абрамовичем, что на самом деле всем не хватает денег. Исключение составляют, может быть, бомжи, они на эту тему не парятся. А так надо понимать, что в меню “человеческая жизнь” есть такое блюдо, как нехватка денег.
- Что еще присутствует в этом комплексном обеде?
- Злость. Не оттого, что печень с годами плохо работает, а потому, что это двигатель. И когда появляется что-то свежее, надо говорить спасибо собственной злости. Это уголь, который мы кидаем в топку наших эмоций. Правильно утверждают, что художник должен быть голодным, тогда он будет работать не по вдохновению, а по необходимости. Надо работать!
- Женщины продолжают вас вдохновлять?
- Продолжают подгонять! Вот только сегодня утром, отправляя в мастерскую, жена сказала: “Иди и создавай прекрасное”. И она права. Человека надо подгонять, ему нужны пинки, чтобы двигаться вперед. Иначе ты сам не заметишь, как со временем примешь горизонтальное положение и будешь с удовольствием слушать Жванецкого. Хотя нет, это подходит не для каждого возраста. В 70 лет Жванецкого не будешь слушать, в 70 ты уже сам Жванецкий.
Из афоризмов Бектиярова
Художник Есдаулетов встретил на улице художника Бектиярова и сказал, глядя на газеты в его кармане: “Зачем тебе? У тебя же камина нет”.
***
Можно всласть говорить о проблемах погоды. Не посадят.
***
Раз я родился здесь, значит, ничего хорошего и не заслужил.
***
От него исходила энергетика, не совместимая с жизнью.
***
- Куда движется искусство?
- На запах денег.
***
По природе своей я очень ленив. Заставить меня работать может только нужда. Поскольку я всегда нуждался, я много работал. Как ишак. Обидно…
***
Иногда, чтобы молчать, надо сильно напрягаться.
***
- Пора бить тревогу!
- Давно пора. Избить ее, суку, до полусмерти, пусть знает, как народ беспокоить!
***
Беда. Что вы знаете про беду? Беда - это когда надо ехать на той в аул, а у вас нет костюма. Это хуже, чем беда! Это геноцид!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы