4249

Игра в куклы по-взрослому

В Алматы появился первый кукольный спектакль для зрителей от 12 и старше - именно так значится на афише “Каштанки”. Режиссер Кубанычбек АДЫЛОВ в марте официально стал главным режиссером Государственного театра кукол и уже начал бескровную революцию в своем деле.

В южной столице существует масса частных театриков, которые ездят по школам и детским садам, тиражируя дешевую самодеятельность. В стационарных храмах искусства тоже очень трудно найти сочетание качественного текста, кукол и режиссерских идей.
- Чес по школам и детским садам скорее говорит об отсутствии выбора у зрителя, - уверен Кубанычбек (на снимке). - Согласитесь, трудно представить такое в Европе. Но пока чес во всех областях жизни - это уровень нашей культуры, зеркало, в котором мы видим себя.
- В Государственном кукольном театре тоже масса балласта, совершенно ничего не дающего зрителю...
- Поэтому первым делом я отсмотрел весь репертуар, и после обсуждения мы из 25 спектаклей оставили только 11. Все остальное просто списали как морально устаревшее. Теперь будем делать другие постановки и показывать зрителю другой подход к кукольному театру.
- Вы получили уже две республиканские награды за постановки “взрослых” спектаклей. Нет комплекса, что с таким багажом оказались в кукольном?
- Я по образованию актер-кукловод и считаю, что артист, умеющий оживить куклу и сам играть, - это высший пилотаж актерской профессии. Вообще не важно: драматический театр, опера или кукольный, главное - делать искусство.
- Но с точки зрения финансов непонятный спектакль про светофор или на этнические темы обречен на успех и проедет по всем школам. История про “Каштанку”, адресованная подросткам и взрослым, никогда не даст такой массовой кассы!
- Зритель никогда не будет требовать новое, поэтому любая инициатива должна исходить от театра. Мы должны предлагать и приучать. Приучать к тому, что в кукольном театре может идти и Достоевский, и эпос. Они могут цеплять зрителя. Проблема не в кукольном театре, а в том, что у нас в Алматы вообще мало спектаклей, которые цепляют зрителя. В лучшем случае развлекают.
- А вы собираетесь воспитывать? В чем тогда суть вашей “Каштанки”?
- Я не собираюсь никого со сцены воспитывать - каждый зритель сам возьмет то, что ему нужно. А история Каштанки - это выбор между сытой стабильностью и свободой, хотя она бывает иногда и голодной. Гусь, кот и хрюша прекрасно знают, как закончится их жизнь, у них все расписано наперед. А Каштанка знает и другую жизнь, пусть она голодная, пусть тебя иногда пинают, но это интереснее, доставляет больше эмоций и красок.
Красок в спектакле было достаточно - это и живой звук, и мобильные декорации, и забавные куклы рядом с живыми людьми, и сапоги на руках кукловодов, изображающих роту солдат. Все по отдельности вроде бы и не ново, но в результате режиссер получил неравнодушный зал и горящие глаза актеров, соскучившихся по живому делу.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть