1974

В Алматы открылась выставка “Женское дело”, но представлены на ней не рукоделие и милые вещицы, а работы современных художников, размышляющих на тему свободы женщины в патриархальном обществе.
Некоторые авторы рассуж­дают о философских вещах, о сакральных женских ипостасях, некоторые напрямую кричат о неравенстве и отсутствии выбора. Сауле СУЛЕЙМЕНОВА показала три возраста женщины, Бахыт БУБИКАНОВА размышляла о праве рожать или не рожать детей. В пространстве отдельной линией существует проект, инициированный Сауле ДЮСЕМБИНОЙ, с воображаемой одеждой для женщины - от платья с пятном крови до парафраза на балетную пачку. “Еще одна маленькая девочка, примеряющая платье для взрослой жизни. Я примерила платье на себя. Одной ногой в балете, другой в искусстве...” Это все некий воображаемый гардероб, который женщина надевает на себя. Он может быть “пошит” из страхов и грез, глупостей и иллюзий...
Колуа МУХАММЕДОВА просто распечатала фотографии натруженных женских рук. Снабдила их подписью: “Сильная женщина уже не плачет у окна, она может и вломить. Соответственно многообразны ее руки. Чего не скажешь о мужских ладонях - взять хоть руки программиста или дизайнера. Беленькие, пухленькие, чего о них много говорить!”.
Кураторы выставки уверены, что отправной точкой стала стереотипная фраза “Не женское это дело…”, автором которой является, конечно же, мужчина. И патриархат, который определяет состояние дел в большинстве стран мира, указывая женщинам на их второстепенную роль.
Замечательна выставка еще и подборкой видеоарта, где женщина меняет “падеж” - от страдательного до агрессивного... Логично предположить, что мужчина-зритель в какой-то момент может даже почувствовать некий дискомфорт на этой выставке, словно он напрямую причастен к глобальному преступлению. Впрочем, причастен или нет, решает каждый сам.

Платье-авоська Сауле ДЮСЕМБИНОЙ.

Проект “Руки-вруки” Колуа МУХАММЕДОВОЙ.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть