Это только цветочки
Ольга КАЦЮБА (на снимке) - художница, которая сделала узнаваемые пейзажи Алматы своим брендом. Однако на последней ее выставке больше совершенно некоммерческих сочных букетов, чем так хорошо продающихся старых улочек города. У серьезных творцов считается неприличным рисовать розы и закаты, дескать, они всегда так прекрасны, что заведомо обречены на успех. А Ольга все лето занималась как раз этим делом.
- Я завела собаку, - рассказывает художница, - веселого бигля. Он так полюбился моей соседке, которая занимается ландшафтным дизайном, что она стала возить его с собой, а заодно иногда захватывать и меня, чтобы показать самые красивые частные сады. Я, как акын, просто писала все то, что меня вдохновляло. Мы все стали счастливы. Я рисовала пруды с лилиями, цветы, бигль носился, соседка занималась своим делом.
- Значит, тема старого Алматы исчерпала себя?
- Нет, она меня по-прежнему цепко держит и, что уж скрывать, кормит. Основные заказы - это как раз виды города. Кто-то живет в другой стране и одержим ностальгией, кто-то переехал в особняк, но хочет иметь на стене картину со старым жилищем. Просто мне самой уже скучно топтаться на месте. У нас есть список самых популярных “моделей”: Кафедральный собор, гостиница “Казахстан”, фонтан “Неделька”... Я их рисовала во все времена года, со всех ракурсов.
- Зато это благодарная работа!
- Да я уже привыкла, что, рисуя город, оказываюсь в самом центре переплетения людских судеб. Например, недавно меня попросили нарисовать двор дома, который находится напротив оперного театра в память о той дружбе, которая царила среди жителей этого двора. Спустя какое-то время еще одна заказчица попросила уже внешний вид дома. Я рассказала про прежний заказ, назвала фамилию клиентки, и оказалось, что это соседки, которые еще маленькими девочками дружили. Они обменялись телефонами и встретились спустя сорок лет. Но еще удивительнее было то, что на одном из вернисажей про этот же двор спросила еще одна женщина, я ей рассказала эту история, и оказалось, что она тоже выросла в замечательном дворе и до слез была рада увидеть бывших соседей.
- Почему же вы так стремитесь отойти от темы старого города?
- Потому что сейчас ретропейзажи Алматы пишут все, кому не лень. Даже те, кто не жил в этом городе, кто не проникнут его духом, его сутью. И это очень грустно. Тема становится банальным ремеслом, тиражированием. Особенно мне смешно, когда мои картины кто-то просто переписывает. Это ведь сразу можно понять - художник не фотоаппарат и какие-то детали просто не переносит на картину. Хотя тему бросить все равно не получится. У меня осталось очень много черновиков, набросков, на которых изображены те здания и виды, коих сейчас уже не существует. Я не уверена, что их изображение есть в архивах или еще где-то, и не хочется, чтобы они просто так канули в Лету.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы