Театр - жизнь
Камерная сцена русского ТЮЗа им. Сац продолжает с завидной регулярностью радовать театралов премьерами. В последние дни весны здесь показали спектакль “Браво, Лауренсия!” по пьесе Надежды ПТУШКИНОЙ.
Здесь есть все слагаемые для того, чтобы зритель не был разочарован. Это и выбор материала: житейская комедия или трагикомедия - уж как вы решите. И то, что действие не академично, не вписано в вечность, герои вместе с нами пережили лихие девяностые и все, что к ним прилагалось. Как это часто бывает у Птушкиной, разговор не идет напрямую о любви, но все сводится к ней. Без заламывания рук, зато с вечными, неизбежными “но”. Мама героя, стареющая балерина мечтает, чтобы любимый сын (Юрий ГНУСАРЕВ) скорее женился, но, боже мой, сколько неподходящих, по ее мнению, невест она вышвырнула из его жизни! Он тоже в очередной раз влюблен, но не настолько решительно, чтобы взять, да и сказать об этом маме. Самая пронзительная судьба у невесты. Ей за сорок, она беременна и биографией может напугать любую свекровь. Первого мужа спасала от наркомании, а потом стала лишь частью его прошлого. Второго вытаскивала из пучины пьянства - с тем же результатом. Ну а третий, в художественный талант которого она так верила, добился признания и изменил ей с... мужчиной. Шекспир, как вы понимаете, отдыхает, но женщинам постсоветского пространства эти страсти хорошо понятны. Кстати, с образом невесты блестяще справилась Ольга КОРЖЕВА, сумев не уйти в гротеск.
Прелесть повествованию придает то, что стареющая балерина (Наталья БАРДИНА), властная и тираническая женщина, живет в мире иллюзий. Как всякий человек сцены, она легко существует в выдуманном мире.
“Любим мы, матери, показать свою жизнь идеальной: тут подзабудем, тут приукрасим… Вот уже и сами в это верим, и совесть чиста…” Так рождается легенда про погибшего отца - летчика-испытателя. Но сквозь дымку иллюзии так сложно разглядеть настоящее... Особенно, если хочется его скроить по собственному вкусу.
- Эта пьеса мне нравится, - говорит Алексей ОРЛОВ, приглашенный режиссер. - Она говорит о том, что нельзя зацикливаться на воспитании детей. Нужен компромисс. У нас в пьесе, с одной стороны, мать говорит сыну, что нужно жениться, а с другой стороны - отвергает тех девушек, которых он приводит. Обманывает сына, говорит, что его отцом был погибший летчик. Мне эта ситуация очень близка, ведь в моей жизни, когда я был ребенком, было то же самое…
Это не первая работа Орлова на сцене алматинского ТЮЗа, но дебют на камерной площадке. Режиссер уверен, что такая близость к зрителю не позволяет артистам врать даже в мелочах. Каждый жест, каждая интонация должны быть выверены и точны. Впрочем, с той командой актеров, которая подобрана для этого спектакля, иначе рассказать историю и не получилось бы.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
29.05.2013