Тело всей жизни
Самый долгоиграющий художественный проект в Алматы - ежегодная выставка “Ню-2013”. Очередной тематический вернисаж посвящен Наурызу.
Как-то неожиданно по разным причинам от проекта откололись мэтры отечественного изобразительного искусства. Так что в этом году не было монументальных работ, воспевающих женскую красоту, и разговор перешел в русло юмора, нежности и искренней весенней простоты.
В центре зала в банном тазике задает тон Зоя Петровна - женщина пышных форм с огненно-рыжими волосами. Композиция из папье-маше называется “Снова стою одна...” - и это некий шутливый парафраз знаменитой картины “Рождение Венеры”.
- Работа была закончена за час до выставки, - признается Наталья ТРОФИМОВА, автор композиции. - В большей степени я мастер-кукольник, и у меня было желание сделать дородную женщину. Вот так и случилась Зоя Петровна: рыжая, окруженная водой, эдакая соблазнительная Венера.
Собравшиеся долго спорили - сколько лет исполнилось проекту. Выяснили, что в следующем году он отметит десятилетний юбилей. А ведь еще лет пять назад художники жаловались, что ню совершенно не коммерческий жанр, никто не хочет украшать жилище обнаженной натурой. Тем не менее есть художники, которые просто не могут не писать ню.
- Во все века живопись воспевала женскую красоту, которая была олицетворением весны, благополучия, - говорит художница Анна ПЕТРАКОВА. - Конечно, между эротикой и порнографией тонкая грань, и самое главное - не перейти ее. Но если художнику нечем брать, то он занимается эпатажем.
Впрочем, на этой выставке эпатажа не было. Только тонкие наблюдения за взаимоотношениями. Потому что там, где женская обнаженная натура, где-то неподалеку обязательно должна быть и мужская, желательно тоже обнаженная и с приятными для женского глаза формами. Иначе зачем же весна... Кстати, о мужчинах. Принято считать, что ню - это обязательно женское тело, дескать, и формы совершеннее, и тон кожи интереснее, и зритель как-то лучше реагирует. Но вот Лидия КОВАЛЕНКО уверена, что живописный шовинизм допускают те, кто не умеет с любовью рисовать мужскую натуру. Лидия знает в этом толк, она автор не только тысяч графических листов, но и собственной техники письма:
- У меня в работах больше обнаженных мужчин, чем женщин, а юмор преобладает над эротикой.
Конечно, художники часто приукрашивают дам, откровенно льстят им и готовы сами в этом признаться. Так, на вопрос, часто ли вы встречаете незнакомок, подобных той, что изображена на вашей картине, Денис ШЕВЕЛЕВ грустно ответил: “Конечно, нет. Если бы они запросто ходили по улицам, разве я стал бы их рисовать. А так картина навеяна ожиданием и весной. Мечтами”. В отличие от знаменитой картины Брюллова, “Незнакомка” Шевелева демонстрирует совершенно другой ракурс: приспущенные джинсы, плоский живот... Меняются эпохи, меняются и незнакомки...
- Что вы как художник посоветуете делать женщинам, чтобы вдохновлять ваших коллег?
- На самом деле женщинам ничего не надо делать дополнительно, чтобы вдохновлять мужчин, - уверен Андрей КНУТОВ, художник и куратор выставки. - Нам достаточно того, что вы существуете. Так что будьте самими собой. Природа щедро наградила вас, и мужчине важно лишь уметь наслаждаться всем этим и каждый раз открывать в любимой женщине что-то неожиданное, то, что его вдохновит. Я просто не рискну давать советы женщинам. Скорее, готов обратиться к мужчинам: мы должны поклоняться представительницам прекрасной половины человечества, и это будет вовсе не культ, а нормальные человеческие взаимоотношения.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы