Клей, ножницы, бумага
Если вы увидели сначала задницу, а уже потом лицо, не возмущайтесь, а лучше покопайтесь в себе. Коллажист Павел ОВЧИННИКОВ (на снимке) не устает удивляться разнообразию нашего восприятия.
Он даже сделал серию работ без какой-то особой идеи, просто смиксовал огромное количество разных картинок на одном пространстве. И оказалось, что в одном и том же наборе кто-то видит порнографию, кто-то засилье Голливуда, кто-то лица, кто-то, извините, задницы. Павел смеется: весь мир - коллаж, и переводит восприятие в категорию философскую.
- Люди действительно разные, - говорит Павел. - Для меня иногда вообще становится загадкой реакция зрителя. Например, у меня был коллаж из голых женских тел - без голов, нарезаны, как куски мяса. Для меня в этом есть нечто, не вызывающее, в принципе, никаких эротических ощущений. А один из зрителей, увидев такой коллаж, прямо возбудился!
Философскими можно назвать и сами работы - каждый раз это попытка из множественности типажей, клише, клонов создать что-то индивидуальное.
- У меня нет никакого художественного образования, а коллажи - это хобби, переросшее в нечто большее. Все началось давно, в то время, когда стала разваливаться страна и к нам стали попадать красивые журналы с картинками. Все такое красивое, блескучее, и жалко было это выкидывать. Но и сохранять вырезки из журналов, как это делают бабушки, тоже не хотелось. Вот и пришлось найти для картинок применение.
- Значит, нет такого, чтобы вы мучились идеей, подбирали к ней образы…
- Все гораздо прозаичнее. Зачастую работа появляется потому, что у тебя накопилось много интересного материала, он тебя раздражает, ты пытаешься его извести, но извести достойно. Например, коллаж с попой, украшенной татуировками. Она - в смысле попа - меня просто восхитила. Стал подбирать к ней обрамление, думать, с чем она ассоциируется, противоположностью чего является. Появился фон из лиц. Дальше продолжать ассоциации - дело зрителя. Вообще, в коллаже главное - это отбор. Давно существует шутка: мол, “не умеешь рисовать - режь коллажи”, но тут главное - самовыражение, а образ создавать можно через что угодно, тем более в наше время размытых жанров.
- С каким материалом предпочитаете работать, что покупаете?
- Покупать мне ничего не надо. Знакомые снабжают журналами. Например, недавно принесли стопку женского глянца. Правда, я не могу понять такие журналы. Для меня это загадочная вещь по содержанию: найдите, наконец, точку джи, займитесь анальным сексом - и все под милым дамским соусом.
- Коллаж чаще всего применяется там, где надо выразиться по поводу сегодняшнего дня, выразить протест. Вы готовы лезть на баррикады?
- Нет. Это принципиальная позиция. Один из отечественных блогеров написал, что он понял наконец все про власть, что она бесчеловечна по сути. Так вот, я давно не имею на эту тему иллюзий. Мое становление пришлось на переломный момент, когда закончился Союз и началась независимость. Тогда идеалы, на которых мы были воспитаны, оказались неправдой. Но прошло еще немного времени, и мы убедились, что иначе выстроенный мир тоже неправдив. Я никуда не хочу уезжать, просто это государство, как и любое другое, не вызывает у меня доверия. И я стараюсь игнорировать. Что вполне логично: оно игнорирует меня, я игнорирую его. Любое государство - это механизм насилия.
- Умные искусствоведы дают заключения по вашему творчеству?
- Бывает. Одна искусствовед сказала, что это эстетика сапожной будки или комнаты подростка. Другая утверждала, что это похоже на социальные сети - пестрота, из которой ты можешь вынести что-то свое.
- Совсем недавно вы проводили мастер-класс по изготовлению коллажей. Понравился такой опыт?
- Я был крайне удивлен тем, что выросло поколение людей, которое так явно соскучилось по деланию чего-то своими руками. На самом деле сейчас больше всего не хватает кружков шитья и вязания. Некой общности хэндмейда, чтобы можно было и пообщаться, и подержать потом что-то в руках. Если бы я был бизнесменом, на этом бы выстроил политику. На реализации внутреннего творчества.
- Какой самый раздражающий комплимент для вас?
- Я уже к нему привык, а поначалу меня сильно задевало, когда приносишь свои работы и тебе восхищенно говорят: “Это же сколько терпения необходимо, чтобы столько картинок аккуратно вырезать и приклеить!”
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА