Азиз ЖАМБАКИЕВ, кинооператор: Кумиры мешают творчеству
Как уже сообщала наша газета, фильм “Уроки гармонии” казахстанского режиссера Эмира БАЙГАЗИНА (на снимке - слева) произвел настоящий фурор на 63-м Берлинском кинофестивале (см. “Пытательная среда”, “Время” от 16.2.2013 г.). “Серебряного медведя” за операторскую работу над этой картиной получил Азиз ЖАМБАКИЕВ (на снимке - справа). Находясь в Берлине, он дал эксклюзивное интервью нашей газете.
- Азиз, поздравляем с наградой! Но почему, получая ее, вы поблагодарили главу киностудии “Казахфильм” Ермека АМАНШАЕВА, а не, например, свою семью, Бога и президента, как это принято, например, на вручении того же “Оскара”?
- На сцене я говорил в первую очередь от всего сердца. Все, кого я поблагодарил, имеют отношение к фильму, ведь все мы понимаем, что эта награда относится не только ко мне, а к картине прежде всего. За последние годы в казахском кинематографе появилось очень много новых имен. Многие молодые режиссеры запустились со своими сценариями на киностудии “Казахфильм” и получили поддержку и возможность снимать, быть реализованными.
- Как вы считаете, заслуженно ли вы получили статуэтку?
- Думаю, для творческого человека всегда важно искренне верить в то, что он делает. Любить свое ремесло, полностью быть поглощенным им, но не надеяться на результат. Всегда важен процесс и то, как ты творишь. Потому что только процесс (в нашем случае это процесс съемок) предоставляет тебе момент “здесь и сейчас”, который никогда не повторится. И у тебя никогда не будет шанса вернуться назад и изменить что-то. Поэтому я считаю, что те, кто видел фильм, чувствовали нашу искренность и наше отношение к кино в целом.
- “Уроки гармонии” - ваша вторая крупная работа после “Риелтора”. Работая над последней картиной, вы чувствовали себя увереннее, чем при работе над первой?
- В каждой картине есть свои задачи. Мы очень много думали с режиссером, перед тем как начать съемки “Уроков гармонии”. Мы искали свой стиль, определяли основные критерии изображения. На площадке было нелегко, признаюсь. Нужно было освободить себя, набраться смелости и меньше думать о технической стороне профессии, ведь операторское искусство очень противоречиво само по себе. С одной стороны - это технические задачи, которых не избежать, с другой - художественные, которые являются неотъемлемой частью драматургии.
- Какой опыт работы над первой картиной вам пригодился во время съемок “Уроков гармонии”?
- На первой полнометражной картине я понял, что самое главное - это терпение и вера в то, что ты делаешь. Еще очень важно приступать к новой картине со свежим восприятием, без чувства того, что ты опытный человек, или с чувством “как должно быть”. Поэтому важно оставаться незагроможденным собственным опытом и оставаться открытым ко всему новому.
- Триумф на Берлинале дал толчок вашему вдохновению? Какие проекты вас ждут в ближайшее время?
- Вдохновение - это, пожалуй, единственный путеводитель для творческого человека. Не думаю, что вдохновение нужно искать в премиях или в признаниях извне. Это внутренняя энергия, которая приходит спонтанно в моменты, когда ты пуст и открыт. Вдохновение для меня духовно. Сейчас я готовлю свой авторский музыкальный альбом. И это хорошая пауза для новой картины. К следующему фильму нужно прийти обновленным и свежим.
- Кто для вас является образцом идеального оператора? На чьих примерах вы учились?
- Я - выпускник мастерской Александра Илларионовича НИЛОВА. Именно Нилов в годы обучения заложил в нас, своих учеников, основы операторского искусства и дал правильное направление. Я благодарен ему за его мудрость и за его бесценный опыт.
Нельзя создавать себе кумиров и идеальные образы. Это всегда мешает творчеству и ограничивает тебя как художника. Но на меня большое влияние оказал выдающийся, талантливый русский кинооператор Георгий Иванович РЕРБЕРГ. Считаю, что он совершил революцию в советском кинематографе. Его картины очень органичны и одновременно метафизичны. Кроме того, я слежу за творчеством Максима ДРОЗДОВА, Олега МУТУ, Михаила КРИЧМАНА и Эмануэля ЛЮБЕЦКИ. Это кинооператоры современности, которых отличает особый подход к свету и композиции.
- Как вы намерены отметить победу в Берлине?
- Меня ждут мои родные и близкие. Победу отпраздную дома в кругу своей семьи.
Виктор БУРДИН, фото предоставлено АО “Казахфильм”, Алматы