10278

Вне зоны комфорта

Ильдар (слева) и Ильнар АйтНяКовы.

Многие годы в аэропорту, на железнодорожных и автовокзалах Навиля АЙТНЯКОВА набирала побольше воздуха в легкие, поднимала дорожные сумки, перебежками оттаскивала их на несколько метров, торопливо возвращалась, цепляла на спину двух малышей, потом мальчишек, еще через время - подростков и, наконец… парней! Больницы и конкурсы, конкурсы и больницы. И это при том, что сама она весила ровно 50 килограммов! Но за все эти годы - ни одной жалобы.
Сегодня сыновья Навили Ильнар и Ильдар уже взрослые молодые люди, а она удивляется: почему ее мальчики не хотят пользоваться своими привилегиями как инвалиды? На днях, когда я пришла к Айтняковым в гости, через шесть лет после интервью Навили нашей газете, Ильдар воспользовался моим присутствием и, шумно выдохнув, признался маме, что уезжает в Алматы.

Когда сыночкам исполнился годик, Навилю вызвали в управление здравоохранения, где главный педиатр области без стеснения так и сказал ей: “У вас же есть здоровая дочь, сдайте мальчишек в детский дом”.
Когда их улыбку увидели профессора специализированной клиники “Калкаман” в Алматы, не смогли сдержать слез:
- Вы - счастливая мать! Да, детки имеют инвалидность, но какие же они позитивные и одаренные!
В 14 лет мальчишки резко пошли в рост, и болезнь обострилась - их тельца скрутило. Была сильная боль. Семья тогда вообще перестала спать. Уговорить местных чиновников пригласить в Павлодар медиков из Тульского НИИ, успешно оперирующих детей с ДЦП по оригинальной методике, мама павлодарских деток-инвалидов так и не смогла.
...Макет танка, который Ильнар спаял одной своей подвижной рукой, занял на международном фестивале “Арман Канаты” третье место. Сделанный Ильдаром в радиокружке приемник был признан лучшим. А еще мальчишки получили Гран-при: Ильдар играл на домбре, Ильнар на фоне этой музыки рассказывал стихотворение “Я казах”. Аксакалы в зрительном зале плакали.
Буквально через несколько дней после этого фестиваля прошла первая операция - люди со всего Казахстана присылали на нее деньги. Потом удалось насобирать средства еще на одну операцию, потом еще на одну. А их нужно было восемь. Но больше денег не было, и Ильнар, который уже начинал играть в футбол, снова сел в инвалидное кресло, а Ильдар опять взял в руки костыли.
...Школу мальчишки окончили, обучаясь на дому. А получив аттестат, решили, что выйдут из зоны комфорта и поступят в Павлодарский госуниверситет. В истории павлодарской педагогики они стали первыми детьми с диагнозом ДЦП, получившими очно высшее образование. Тогдашний проректор университета, ныне мажилисмен Мейрам БЕГЕНТАЕВ построил для них пандус у входа в вуз, перенес занятия групп, в которых они учились, в аудитории на первом этаже. Ильнар окончил физмат по специальности “приборостроение”. Ильдар - факультет журналистики, филологии и искусства по специальности “преподаватель музыки”.
И вот она - взрослая жизнь. Как она дается этим парням, которых мама всегда учила не обращать внимание на болезнь и людскую черствость, но при этом оберегала как могла?
- Оба уволились из профилактория “Ардагер”, а ведь к ним там так тепло относились, - не находит себе места Навиля. - Директор там Мархаба КАРАТАЕВА - чудес­нейший человек! Шла на любые уступки. Когда пересменка, вообще разрешала не приходить на работу. А они хотят куда-то расти! Для меня это был удар. Потому что была стабильность. А они говорят: мама, мы тупеем на этой работе. Обучать стариков и инвалидов игре на домбре и работе на компьютере они, видите ли, считают бесперспективным занятием!.. - горячится моя собеседница, а через короткую паузу, выпустив пар, спокойно продолжает: - Хотя это правда, не усваивают дедушки за 20 дней, что длится путевка, ничего совершенно. Оно и понятно - старые люди назавтра уже забывают, какие кнопки им показывали сегодня. Мои парни все время твердили, что хотят учить молодых мальчишек и девчонок, чтобы действительно от работы была польза.
На самом деле у мальчишек в профилактории было много обязанностей. Ильнар ремонтировал всю оргтехнику, бился со старыми компьютерами, давая им шанс послужить подольше. Ильдар помимо уроков домбры ремонтировал телевизоры, настраивал музыкальную аппаратуру. Первый - на коляске, второй - на костылях. Казалось бы, чего еще им желать?
Первым уволился Ильнар. Сейчас он своей одной работающей рукой ремонтирует компьютеры на дому, прошивает айфоны, очень хочет открыть ИП. А еще - переехал в Экибастуз и женился!
- У них в семье все ладно, но я хочу, чтобы дети жили со мной, - вздыхает Навиля. - Без меня они смогут, я так думаю. Потому что я их так воспитала. Но они выше головы прыгают!
На этих словах домой вернулся Ильдар. Послушал, как мы с Навилей обсуждаем их с Ильнаром поведение, и ответил на все мамины “обиды”:
- Если бы мама не пинала нас, не говорила: “Учитесь, добивайтесь!”, а сидела бы и жалела - мы бы тоже сейчас сидели дома и жалели себя. Много таких, которые сидят и ничего не хотят в этой жизни. Смотрю на них и понимаю: как мне повезло! В профилактории мы были частью коллектива, в нас поверили, мы получили бесценный опыт работы с людьми. Но я хочу профессионально совершенствоваться, познакомиться с новыми людьми, которые меня чему-то научат, продолжить музыкальную деятельность, поступить в консерваторию. А пока решил... поехать в Алматы! Я уже был там один раз и нашел работу по обслуживанию компьютеров… Уезжаю завтра.
Решение мальчишек выйти из зоны комфорта поддерживает Мейрам Бегентаев:
- Понятно, что они просто хотят быть равными равным, полноценными членами общества. Они очень мужественные ребята! Учась в университете, всегда были на позитиве. Если парни добьются успеха, в обществе скажут: правильно сделали. Если не добьются - осудят, скажут: им работу дали, а они неблагодарные. Я же просто хочу пожелать им успеха!

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора и из соцсетей, Павлодар

Поделиться
Класснуть