4190

Миршат САГИНДИКОВ, военный летчик: Я просто делаю свою работу

Почти сутки без сна за штурвалом вертолета в очках ночного видения… А как иначе? Надо спасать стариков, женщин, детей, забирать их с крыш домов, что ушли под воду. А потом перебросить гуманитарку туда, где паводки размыли дороги, отрезали сельчан от всей страны… Это рабочие будни военного летчика из Астаны подполковника Миршата САГИНДИКОВА. Но так и проявляется отвага в мирное время. Недавно пилот получил награду от самого главы государства!

Миршат САГИНДИКОВ, военный летчик: Я просто делаю  свою работу

По боевой тревоге

Миршат рассказывает быс­тро и по существу. Звонком разбудили в три ночи: “Боевая тревога, срочно быть на службе!” Он начальник группы руководства полетами отдела боевой подготовки столичной войсковой части 19132. 

Большая вода тогда накрывала большую часть страны, держали в уме: рано или поздно понадобится помощь с неба не только от МЧС, но и от Минобороны, точнее - Военно-воздушных сил страны. Случилось. В 10 утра два экипажа под руководством Сагиндикова вылетели в Костанайскую область, город Аркалык, который уже жил в режиме ЧС.

- В одном из населенных пунк­тов вблизи Аркалыка текла река. Мы понимали, что произошло наводнение, представляли, что она сильно вышла из берегов. Но чтобы так! Нам-то видно все сверху. Представьте: река шириной 20 метров, а разлилась на 10 километров от села, поглотив все на своем пути, - вспоминает картинку наш герой.

Долетели до соседнего села, а там из воды выглядывают плос­кие крыши домов или же сараев. Так там, вновь переживает эмоции Миршат, собрались 50 человек, среди них и дети. Жгли костер, чтобы не замерзнуть.
 Вертушке удалось приземлиться на одно колесо и забрать людей на борт.

 Держать такой многотонник в воздухе, на близком расстоянии от остатков зданий - то еще мастерство. Других же, кто забрался на верхушки двухскатных крыш, пришлось поднимать при помощи лебедки. 

Взрослые пассажиры, понятно, были уставшими и в шоке, а вот ребятня, улыбается летчик, несмотря на всю ситуацию, радовалась: летят на боевом вертолете! Кому рассказать - обзавидуются.

“Хочу в вертолетчики!”

Восторг эти железные махины вызывали и у маленького Миршата. Следил он за ними в небе с детства. Дом их был недалеко от военной авиационной части с аэродромом. Мальчишкой задирал голову, наблюдал за белыми следами в небе и представлял, как сидит за штурвалом. Сразу после школы подал документы в Актюбинский военный институт сил воздушной обороны. Прошел все сложные экзамены, даже кручение в центрифуге отлично выдержал.

- Вошел в десятку сильнейших абитуриентов, по всем парамет­рам шел на летчика-истребителя. Мечтал об этом. И тут на комиссии меня спрашивают: на кого хочешь отучиться? Я выпалил: на вертолетчика! Кто меня за язык дернул? Не знаю. Так и вышло, - смеется Миршат.

Четыре с половиной года в вузе пролетели. Понятно, что может поднять и посадить любой вертолет, но его профиль все же - Ми-8 и Ми-17. Они однотипные, но модификация разная. Это, сравнивает пилот, как “камри” сороковка и семидесятка.

- Кстати, для летчиков Ми-8 и Ми-17 - это “она”, то есть женского рода. А есть Ми-24, его еще называют “горбатый”, так вот этот вертолет - “он”. Вот так сложилось, - смеется Сагиндиков.

Со временем, говорит Миршат, к своей небесной машине прикипаешь, прирастаешь, появляется с ней особая сноровка при выполнении задач. А их много: от обычного взлета-посадки, зависания в воздухе до полета в горах или с подвешенным грузом, лебедкой для эвакуации людей. И все эти навыки ему ох как хорошо удалось отточить на службе - теперь он командир экипажа, выполняющего самые сложные операции.

Важная награда

В прошлом году Миршат с экипажем все лето помогали тушить пожары в Абайской области, где горел уникальный реликтовый лес.

- Я три года служил в Семее, знаю красоту лесов. И вся эта красота таяла на глазах. Мы тогда две недели вместе с другими экипажами транспортно-боевых вертолетов ВВС Казахстана тушили раскинувшееся пламя. Цепляли водосливное устройство на тросы к вертолету, черпали по 3,5 тонны воды из Иртыша и сбрасывали сверху в зону пожара. За день делали по 40 выбросов, - вспоминает пилот.

В этом году - паводки. Вес­ной, когда работали в Костанайской области, за сутки эвакуировали из затопленных сел в Аркалыке около 200 человек. Приземлялись и взлетали без передышки. Как выдержали? Не роботы ведь! Знали: их ждут люди. Кого-то надо перебросить в безопасное место, кому-то доставить продукты. И все это приходилось делать даже ночью. Во многих случаях световых ориентиров - ноль, электричество-то отключено.

- Кстати, к выполнению задач в ночное время допускаются только летчики Военно-воздушных сил. Один вертолет у нас был с прожектором, это помогало. И, конечно, летали мы в специальных очках ночного видения. Они очень эффективны, но дают большую нагрузку на сетчатку глаза, поэтому их можно использовать не более пяти часов. А у нас ночь впереди. Приноровились. Повезло, что местность более равнинная была, горы не зацепишь. Поэтому надевали очки перед посадкой и на взлете, наборе высоты, а потом летели по приборам, - рассказывает Миршат.

Задача была выполнена на 100 процентов. Уже позже, в июне, ему сообщили: ожидают в Акорде на торжественной церемонии. Там Касым-Жомарт ТОКАЕВ лично поблагодарил и наградил тех, кто помогал бороться с паводками. В их числе был и наш герой.

- Получить награду из рук главы государства - это гордость для меня, моих родителей, суп­руги, - говорит подполковник Сагиндиков. - Я благодарен, что мой труд, труд нашего экипажа оценили. Но я хотел бы добавить, что для многих моя служба кажется особенной, экстремальной, а для меня это работа. И я просто выполняю ее ответственно и с большим удовольствием. Ведь выбрал я ее сердцем.

Елена БАХАРЕВА, фото и видео предоставлены героем материала и пресс-службой МО РК, Астана

Поделиться
Класснуть