1682

Дорога к себе

Что там должно блестеть в доме у хорошей хозяйки - полы, окна, хрусталь? Мелковато. У жительницы поселка Зеренда Валентины КОВАЛЖИ задача посерьезнее - ей отутюжить да надраить до блеска нужно 160 километров дорог рес­публиканского значения Кокшетау - Атбасар, Щучинск - Зеренда.

Дорога к себе

Регион туристический, а потому поток гостей в ее хозяйстве не заканчивается ни днем ни ночью, а испытания куда серьезнее подгоревшего пирога - бураны, гололед, лихачи, вандалы. Чего только не случается в дороге!

Дорожником она стала в 21 год. В профессию, которую женской у нас считать как-то не принято, пришла временно, за быстрым заработком. Но жизнь рассудила иначе: оказалось, что дорога - ее призвание. Теперь почетный дорожник Валентина Ковалжи (это звание раньше доставалось только тем, кто отдал профессии не меньше 20 лет) себя в другой сфере не представляет. И, главное, глаза горят - столько всего еще нужно успеть сделать и смену достойную вырастить.

Про себя она говорит, что любит скорость. Вполне может давать мастер-классы по тайм-менеджменту. У Валентины Сергеевны четыре дочери, большой дом, участок - и все это ухожено хозяйской рукой. Старшей был всего год, когда мама устроилась работать дорожником, а младшие рождались уже почти без отрыва от производства. В декрет уходила едва ли не на девятом месяце и нянчила младенца всего полгода. Производственная необходимость - не хватало специалистов. Хороший тыл - супруг, близкие поддерживали Валентину. Девочки выросли и целеустремленную маму уважают. И есть любимая работа, где она каждый день, хоть часы сверяй, начинает утро с планерки ровно в 8.00.

- Представляете, я сейчас в отпуске! - делится радостью Валентина Сергеевна.

Нашла чем удивить - время сейчас очень даже к отпуску располагающее. Вот только более чем за 20 лет верной службы на страже дорожного порядка отдых у нее впервые выпал на экватор лета. Объясняет: в их профессии этот период считается стратегическим, дорожники (особенно на севере) как никто помнят, что зима близко. Она и правда в этих краях начинается рано - буран может крепко замести дорогу уже в ноябре, осадков выпадает очень много, часто бывают низовые метели, поэтому работают дорожники по сменам, но круглосуточно.

Впрочем, за годы службы Валентина Ковалжи привыкла спать в полглаза и даже праздникам радоваться осторожно. Ночной звонок (их вообще никто не любит) может означать только одно: на дороге ЧП. А еще носить в сумке содержимое целой аптеки - дорога научила быть готовой ко всему. Ну и интересная особенность всех дорожников - видеть дорогу не населенными пунктами, а кило­метрами.

Так как же и, главное, зачем занесло молоденькую Валю на трассу?

- Умер папа. А у меня младшие брат и сестра. Думать было некогда, нужно зарабатывать. В открывшееся дорожно-эксплуатационное управление набирали рабочих, - рассказывает Валентина. - Мы должны были красить и белить автопавильоны, путепроводы, заменять старые дорожные знаки на новые, много работали со светоотражающими лентами, а зимой расчищали от снега не только дороги, но и все, что к ним прилегает. Устроилась я туда вместе с подружками. Они сбежали уже на второй день, а я осталась. Напугало девчат, что работать придется много, работа иногда бывает тяжелой, постоянно в разъездах. Да еще и в бригаде одни мужики.

Сегодня в команде начальника ДЭУ-73 акмолинского филиала АО “НК “КазАвтоЖол” Валентины Ковалжи работают только четыре женщины - две на административной работе и одна (такая же отчаянная) Татьяна ТАУШЕВА - самым настоящим дорожником.

- Через некоторое время я стала уже мастером - приходилось и ямочным ремонтом заниматься, очищать водопропускные трубы, штукатурить. В паводковый период “мелкотарили”, делали соляно-гравийные смеси. И все наравне с мужчинами. Порой в мороз и ветер до 30 метров в секунду. Пришлось и на комбинированной дорожной машине поездить (она у нас настоящая палочка-выручалочка - и песко-соляную смесь на дорогу рассыпать может, и как поливалка работать), и на шнекороторном снегоуборщике, - рассказывает Валентина Сергеевна, которой и сейчас в кабинете не сидится: частенько запрыгивает в 12-тонный КамАЗ и мчит, чтобы работу на месте оценить, объяс­нить наглядно что да как.

Что да как она действительно понимает - окончила кокшетау­ский колледж, потом Алматинский дорожный институт. Интерес­но, что на экзамене ей попался вопрос про дорогу, которую они же и обслуживают. За год до повышения Валентина Сергеевна стала инженером - новая должность в ДЭУ, где она работает. Еще раньше получила наконец заветную медаль “Почетный дорожник”.

- Для меня это была высшая цель. Больше мне не нужно ни медалей, ни грамот. Обидно только за то, что сейчас статус этой медали мельчает и дать ее могут даже тем, кто и 10 лет не отработал здесь, на дороге. Такие даже стаж свой боятся озвучить. Да еще приезжают молодые специалисты, которые сыплются на банальном вопросе: не могут назвать первого врага дороги. А что тут сложного - вода, от нее все разрушения, - заводится Валентина Сергеевна.

Экзаменует дорожников-новобранцев Ковалжи еще и в вопросах безопасности. Человек, работающий на дороге, рискует жизнью каждую секунду. Первым делом нужно себя обозначить ярким жилетом и рабочее место - специальными знаками. Нервы, кстати, требуются железные. Для многих перекрытые в непогоду трассы - докучливое сообщение от чеэсников. Для дорожников это караван застрявших автомобилей, а в них - нервные шоферы. Представляете, даже разбираться к начальнице идут - скандалят, уговаривают: пропустите, мол.

Торопятся многие, дорога им скатертью кажется, а она ошибок не прощает. Валентина Ковалжи говорит, что сейчас самые страшные аварии с массовой смертью пассажиров происходят в основном по вине таксистов.

- Не смотрят они на рассылку, что трасса закрыта. Берут людей и мчат в буран. Был случай у нас: в машине, ставшей грудой металла, трое пассажиров - все погибли. Один таксист вез женщину из города домой после операции, в машине была не­исправность, случилась авария, женщина умерла, - вспоминает Валентина Сергеевна. - Чувства ответственности никакого - только жажда быстрой наживы. У нас есть прак­тика: на таких участках дорог мы ставим дополнительные знаки, маяки, ограничиваем скорость и накладываем шумовые полосы.

- Вы верите в мистику дорог?

- Верю. И доказательство есть: был у нас в области человек, который помогал получать права в обход официальной схемы. Погиб на дороге в страшной аварии. Мне не нужно смотреть на венки и памятники вдоль дороги, я и так помню, где опасный участок и что на нем произошло. Когда еду в машине с родными или знакомыми, автоматически прошу быть внимательнее и сбросить скорость.

- Но, знаете, за все годы моей работы я не встретила ни одного водителя, который сказал бы: я виноват в этой аварии, - признается наша собеседница. - Всегда найдет крайнего на дороге. А регион у нас северный, погода может меняться буквально каждый час. Представьте, в нашем маленьком ДЭУ с дорогой всего 160 километров мы тратим тысячу кубометров песка в месяц! Зимой всегда сложно - техники у нас немного, и нужно распределить ее на дороге так, чтобы она работала эффективно.

Дорожных историй у Валентины Сергеевны - на десяти КамАЗах не вывезти. И как из сугробов откапывали, и как в ДЭУ у них путники ночевали (там все оборудовано для отдыха людей, вынужденных сделать остановку). Однажды в заторе из сотен машин начала рожать женщина. Нужно понимать - в некоторых поселках этого района даже медпункта нет, не говоря уже о родильном отделении. Чтобы не принимать роды ночью на трассе в 30-градусный мороз, охающую будущую маму погрузили в спецмашину и повезли со всеми почестями. Другую женщину, испуганную, везла за рулем КамАЗа сама - та тоже вляпалась в многокилометровую пробку, а дома, в Кокшетау, один в квартире маленький сын, который не отвечал на звонки. Наша героиня рассказывает, как упала ей в ноги женщина: помогите! Ехали две женщины, расчищая заносы, и, вглядываясь в снежный сумрак за окном, молились. А мальчик, оказалось, просто крепко спал.

- Мне на работе говорят: ты не только для своих детей мать, но и для окружающих. Я начинала с низов и знаю, как непросто обычным работягам. Но к дочкам требовательна, даже четверки заставляю исправлять. А еще выбрала им профессии - хорошие и важные. Старшая станет медиком, будет нас всех лечить. Средняя - учителем в знак уважения к моему мужу, который свободно говорит на казахском и русском языках, знает английский. Еще одна дочка будет работать в правоохранительных органах. К младшей пока присматриваемся, какие проявятся задатки. Главное, чему я пытаюсь их научить, - уважению к трудовому человеку.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Поделиться
Класснуть