Когда змеи теплее людей
Рахат БАЙТУЛЕЕВ - инвалид с детства. У него нарушен речевой аппарат. При этом он очень творческий, развитый парень. Занимается в местном цирке, дрессирует змей и выступает с ними. В этом году он хотел поступить на актерский факультет Жамбылского гуманитарного высшего колледжа имени Абая. Но буквально накануне творческого экзамена рухнули все эти мечты и надежды.
Об этом рассказала мама Рахата Балхия БАЙТУЛЕЕВА. По словам женщины, в июне она встречалась с директором колледжа Айдарханом БИНАЗАРОВЫМ, рассказала о том, что он особенный, но при этом без дела не сидит: подрабатывает в цирке и мечтает стать актером. Хочет быть дипломированным специалистом. К желанию парня директор отнесся с пониманием и пообещал связаться с ними.
Окрыленный надеждой Рахат начал подготовку к поступлению. Записался в тренажерный зал. Параллельно занимался со своим наставником - художественным руководителем таразского цирка Талгатом АЛЬЧИКЕНОВЫМ.
- 22 июля нас пригласили на консультацию. Рахат встал в 6.30 и разбудил меня. Он волновался, переживал. Но это было радостное волнение. Еще накануне он до блеска начистил туфли, выгладил одежду. В колледж мы пришли в 9.40. Пофамильно вызвали десять ребят. Родители остались ждать на улице. После я записалась на прием к директору. Во время разговора он сказал, что нужно было выбрать другую специальность. Я ответила, что это желание сына, которому я не могу противостоять, - продолжает Балхия Байтулеева.
После были консультации. Рахат не пропускал ни одной. Все это время продолжал готовиться. Его поддерживали друзья...
Курс актерского мастерства в колледже преподает Улан АБЗАЛИЕВ. Он же состоит и в приемной комиссии. Именно он решил, что Рахату не место среди актеров.
- Когда мы разговаривали с директором, он сказал, чтобы мы подготовили любой номер. А тут нам говорят: экзамен по выразительному чтению. Нужно наизусть прочитать произведение Абая. Это за день до экзамена! Все в этом колледже знали, что у Рахата проблемы с речью. И, зная об этом, Улан Абзалиев сказал, что не примет моего сына, потому что он плохо говорит, - плачет Байтулеева.
Весь разговор слышал и сам Рахат, который торопил маму уйти домой. Он сразу поник и замкнулся в себе. Лишь на следующий день спросил у своего брата, есть ли еще где-нибудь актерские курсы. Но ни в одном таразском колледже их нет…
На экзамен Рахат уже не пошел, объяснив маме: “Бородатый мужчина сказал, что меня не примут. Я не умею разговаривать…”
В самом колледже по этому поводу сообщили следующее: “В рамках государственного заказа на профиль “артист драматического театра” по специальности “актерское мастерство” выделено десять мест. Заявки подали 13 абитуриентов. Согласно приказу министра образования и науки абитуриенты обязаны участвовать в экзаменах и принимаются на учебу на конкурсной основе. Во время консультаций абитуриенту Р. Байтулееву преподавателем курса У. Абзалиевым были даны рекомендации и задания по подготовке к экзамену. То есть номер должен включать в себя то, что должно показать физическую подготовку, чистоту речи, разговорную манеру, чувство ритма, хороший слух и память. Абитуриент Р. Байтулеев не пришел на первый творческий экзамен. В связи с этим он не допущен на конкурс по решению экзаменационной комиссии”.
Вот так в один день разбились все мечты и погасла надежда на получение образования по специальности, которую так мечтал получить Рахат.
Парень не любит, когда кто-то акцентирует внимание на том, что он инвалид. Внешне это вообще незаметно. Доктора сказали, что у мальчика эпилепсия.
- Меня врачи убедили в том, что есть много видов эпилепсии и Рахата нужно лечить от этого заболевания. Так мы начали принимать депакин. Это противосудорожный препарат. Именно после этого у него стали появляться явные нарушения речи. Прошло уже 12 лет. У Рахата ни разу не проявлялась эпилепсия. Куда мы только ни возили его, к каким только специалистам ни обращались, что именно произошло с моим сыном, никто так и не может сказать, - говорит Балхия Байтулеева.
У женщины два сына. Они очень дружны и близки между собой. После отказа в приеме на учебу Рахат сказал брату, что не хочет жить. Благо в тот момент с гастролями в Тараз приехал цирк Мурата МУТУРГАНОВА, с которым Рахат знаком с детства. Личные беседы и совместные выступления помогли парню прийти в себя и собраться силами.
Рахат сказал маме, что готов снова попытать удачу и попробовать поступить учиться. Правда, в другой колледж. Так как он неплохо готовит, решил выучиться на повара. Но вот незадача: все экзамены уже прошли и поступить на грант Рахат не смог.
Узнав о ситуации, на помощь парню поспешила депутат Жамбылского областного маслихата, директор беткайнарского колледжа №7 Гульнара АЛИМБАЕВА. Она предложила оплачивать обучение Рахата, выделить ему стипендию. Но Балхия Байтулеева против. И она, и ее дети не нуждаются в жалости и не ищут халявы. Сама Балхия является основателем бизнес-хаба для людей с особыми потребностями и поддерживает жамбылских инвалидов. Женщина всего лишь просит, чтобы законы в регионах не искажались и работали для всех одинаково.
- Согласно типовым правилам приема на обучение в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального обучения, мой ребенок имеет право поступить в колледж на грант. Тем более ежегодно увеличивается количество квот для детей-инвалидов. Я благодарна всем, кто откликнулся на нашу проблему. Но хочу, чтобы люди поняли одно: мой сын не хуже других детей. Он может многое. Просто в него нужно верить и дать возможность проявить себя. Если бы Улан Абзалиев хотя бы поговорил с ним, сказал ему добрые слова, это помогло бы ему преодолеть этот период, выйти из депрессии. Но, видимо, человеку чужды такие понятия, как сострадание и любовь. А ведь он работает с детьми, снимается в фильмах, - говорит мама Рахата.
Сейчас семья Байтулеевых ждет решения таразского специализированного колледжа о зачислении Рахата на обучение по специальности “повар”. Рахат готов пройти экзамены и доказать, что на кухне он не новичок. Главное, чтобы его снова не сломали взрослые.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз