4171

Шабандоз с маникюром

У кокпаристки Евы ЖИГАЛИНОЙ из Каскелена особая тактика игры - она на огромном коне врывается в кучу сражающихся всадников, разбивает ее, а следующий за ней игрок выхватывает тушу

Шабандоз  с маникюром

Кокпар - чисто мужская игра. На поле не место кобылам и женщинам, убеждали нас шабандозы (так называются игроки в кокпар) на одном из недавних соревнований в Алматинской области.

Туда просто не приехала Ева, разрушающая эти стереотипы! В кокпар она играет уже больше 15 лет. Играет на равных, совершенно по-мужски. Поднимает тушу, которая весит иногда около 60 килограммов. Приучила ребят: она полноценный игрок и поблажек ей делать не нужно. Напротив, мужчины до последнего не сдаются Еве, даже если ведущий кричит: “Уступи!”

А недавно девушка-кокпарши и вовсе оказалась в центре скандала - на игре один из участников стал выгонять ее с поля. Говорил, что она расшатывает древние устои. Ева признается: с подобным она столкнулась впервые - обычно аксакалы поддерживают ее, благословляют на то, чтобы популяризировала древнее искусство кочевников. Но ответила оппоненту Ева в свойственной ей манере - предложила встретиться в схватке всадников сайысе. Хранитель традиций пока так и не уточнил, где и когда состоится дуэль.

Нападки на Еву объяснимы: она стала популярной, выкладывает видео с игр в социальные сети. Толпа реальных поклонников умножилась фанатами виртуальными. К шумихе и хейту амазонка относится философски - пошумят и перестанут, ведь ее увлечение не для лайков, а для души. Играть она начинала, когда популярным был так называемый дикий кокпар. Идеальный финал игры - дастархан во дворе победителя.

- На свой первый кокпар я влетела, когда мне было 15 лет. Без приглашения. Я и сама от себя не ожидала. Ехала на лошади, увидела играющих всадников. Поскакала к ним и выхватила тушу. От неожиданности они потерялись, - смеется Ева. - Погнались за мной. Но мой конь сильный, привыкший к горам, с крепкими ногами. Я как дала вверх, ушла от погони. Встала задача, куда спрятать тушу. Признаться отцу, что я натворила, нельзя - отругает. Прятать улики потом приходилось не раз - друзьям отдавала выигрыш. Играть-то хотелось. Стала участвовать в жаппай кокпаре, когда участники не делятся на команды, а каждый играет сам за себя. Но родители не одобряли этого. Опасно.

Девушка уверяет, что не может вспомнить тот момент, когда в ее жизни появились лошади. Отец много лет работает лесником в горах Каскеленского ущелья. Прекрасной наездницей была мама. Сама Ева села на коня в десять лет. Отлично держатся в седле и семь ее сестер.

Тоненькая, как струна, прямая, несгибаемая, она и сейчас не прочь похулиганить. Очень часто на игре шифруется: прячет волосы под шапку, надевает темные очки - ни дать ни взять мальчишка-шабандоз. Это для того, чтобы соперники не отвлекались и не делали реверансов. Ну а если кокпар на незнакомом поле с игроками, которые не узнают ее по полету, маскарад имеет ошеломляющий успех.

- Правда, один раз меня выдал маникюр, - вспоминает амазонка случай на кокпаре в Жаркенте. - Ярко-красные ногти у шабандоза! Мужчины косились, шептались. Они и подумать не могли, что я - девушка. Наверное, решили, что мужчина нетрадиционной ориентации. После этого стараюсь не перегибать с конспирацией.

Кокпар для Евы Жигалиной не просто профессия. Любовь. Чувство полета и свободы, которое не передать словами. Дикий драйв. За красивой картинкой титанический труд. Ева и ее суп­руг Тельман МУСАЕВ разводят лошадей. Сейчас в их конюшне больше двух десятков породистых жеребцов для кокпара и байги и кобылы самых лучших кровей. На них возложена почетная миссия рожать скакунов. Лучших коней супруги отыскивают в Европе, Азии и соседней России.

- Для кокпара больше подходят полукровки, - объясняет Ева. - Это жеребец по кличке Авангард, в нем кровь орловского рысака и буденновской породы. Рысачьи гены укрепили ему ноги, у буденновцев они тоньше. Но изящность на кокпаре ни к чему. А вот жеребец редкой для Казахстана костанайской породы. Выносливые и скоростные, универсальные для кокпара и байги, они оказались буквально на грани исчезновения. Даже на конезаводе в Костанае они в основном помесные. При этом от смешения уже не угадываются даже изначальные породные черты. Мы нашли чистокровных и теперь делаем упор на эту породу. Но все это усилия энтузиастов. Хотелось бы и поддержки от государства.

Проведя экскурсию по конюшне, Ева седлает костанайца Эклипса и выводит его в поле размяться. Конь молодой. Пока учится и на свой первый кокпар поедет осенью. Эклипс играет под седлом и, внимательно глядя на голубоватую дымку у подножия гор, громко ржет. Отправляет дамам сердца голосовое сообщение.

- Он у нас тот еще Казанова. Я его пустила на женскую половину поработать. А он удрал в табун к соседям. Кобылы там, что ли, красивее? - усмехается Ева.

Для каждого вида спорта нужно вырастить заточенного чемпиона - скорость, выносливость, даже характер важен. Кокпарский жеребец - боец по натуре. На поле он весь в игре, сражается сам и знает, как нужно встать, чтобы всаднику-шабандозу было спод­ручнее вытянуть тушу из кипящего людского котла. Это воспитание - Еве. Потом она передает шабандозам уже вышколенного жеребца. Специально для кокпара девушка не тренируется. Небольшая разминка - и вперед. Рассказывает: в молодости поражала товарищей по игре, когда на спор могла пронести на руках крепыша-шабандоза.

Пока любимая в гуще событий, на страже ее супруг Тельман. Зорко следит, чтобы не случилось чего с его амазонкой. Контролирует. Женаты они уже шесть лет. Правда, при знакомстве жених едва не лишился жизни - такую Ева затеяла нестандартную проверку кавалеру.

- Нас познакомили друзья, - рассказывает Ева. - Я предложила проехаться верхом, ведь Тельман хвалился, что прекрасно держится в седле. Коня подобрала особенного - он в детстве пробил себе голову, дырка даже осталась на лбу. Этот конь вообще не останавливается, им невозможно управлять. Тельман сел - конь как попер. Но молодец - удержался, справился! Мы с ним потом часто боролись на лошадях.

- Однажды, когда мы только встречались, возвращаясь домой на авто, стали невольными участниками автобайги, - включается в разговор супруг Евы. - Нас подрезали, назревал конфликт. Вы­светив фарами эту машину, понял, что там трое парней. Уже оценивал свои шансы, как выиграть эту битву, ведь я-то один. И тут услышал, как Ева говорит: “Нас двое, не списывай меня со счетов”. Тогда я понял: эта девушка должна стать моей женой! Такие на вес золота!

Любимый напарник Евы по кокпару - огромный рыжий полукровный жеребец Самсон. С ним она выстояла во многих схватках. Конь без слов понимает хозяйку. Видит опасные моменты в игре, знает, когда нужно увернуться, уйти в сторону. А она уверяет, что по глазам и движениям может угадать настроение коня.

Но случались и падения, и травмы. Однажды под ноги коню Евы уронили тушу козла - всякое бывает на кокпаре. Всадница упала вместе с конем, сделав в воздухе сальто. Получила травму - была трещина в руке. Пришлось месяц ходить в гипсе.

- Если падает конь, нужно резко отпрыгнуть и откатиться в сторону, иначе затопчут, - объясняет наша героиня. - Однажды конь завалился прямо на меня. Придавил, и я не могла вытащить ногу. Закрывала голову, чтобы он мне ее копытами не разбил. Помогли пацаны - перевернули коня. К счастью, обошлось без травм.

Впрочем, о том, чтобы бросить рискованный спорт, даже речи не идет. Наоборот, смелая наездница еще и учит будущих кокпаристов.

- Сейчас у людей появился огромный интерес к кокпару. Мне пишут и мальчики, и девочки, просят научить их. Я мечтаю открыть школу верховой езды с обязательным уклоном в национальные игры, - делится планами Ева.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть