Куда целился - туда и попал
Оставив городскую жизнь и практику в нотариальной конторе, алматинец Нургали ТУРУМБАЕВ переехал жить в аул. Теперь он разводит лошадей для кокпара и обучает местную ребятню древнему искусству стрельбы из лука.
Спорт этот дорогой. Но за обучение и расходные материалы он денег не берет. Даже за свой счет одевает пацанов для соревнований - шьет им костюмы в стилистике Средневековья, таскает по чемпионатам. А еще городской казах учит аульских мальчишек садиться на коня, скакать во весь опор. И не сворачивать на кривую дорожку, если работы в родном ауле для родителей нет, развлечений для детей тоже. А местная администрация плевать хотела на странного энтузиаста, пытающегося и детей занять, и чего-то там национальное возродить…
Метрах в трехстах от дома Нургали-ага три древних кургана. Возле них они с мальчишками и тренируются в стрельбе. Духи предков не против - их не тревожат ребячий гомон и топот резвых копыт. А вот как воспримут они решение местной администрации разбить прилегающие к историческому захоронению земли на участки под ИЖС, покажет время.
- Оставили в качестве охранной зоны от каждого кургана по десять метров, - делится местными новостями Нургали Турумбаев. - Но так и технике не подобраться, если здесь будут проводить раскопки. Да и насколько допустимо это соседство?
Курганы эти к нашей истории отношения, в общем-то, не имеют. Так, мазки на картине. Такие же, как слепленные из чего бог послал домики вокруг. Ужасные дороги, вернее, их абсолютное отсутствие в пригородах Алматы. Какие-то грабительские расценки на газификацию. Проблемы с питьевой водой, общественным транспортом, работой для сельчан, которые ломятся в город калымить. И с детским досугом. А курганы что? Застроят их - так Нургали и его мергены найдут себе другое местечко. Степь большая.
…Нургали-ага в местных краях - фигура известная. Зимой и летом он ходит в кожаных сапогах с орнаментом. Надевает лисий малахай и седлает Жойкына - великана-коня, помесь орловского рысака и донского тяжеловоза. Первое время местные считали, что у них по соседству поселился актер. Потом ребятня полюбила его за красавца-скакуна. Чуть позже придумала нарядному всаднику имя - Томирис-ата. То ли по имени внучки мергена, то ли потому что этот дядька и вправду сыграл роль и консультировал киношников по части достоверности исторического боя в фильме “Томирис”.
- Удивительное дело - я все время недоумевал, почему наши не снимут фильм о легендарной царице. Даже внучку свою назвал Томирис-Тумар. Когда малышке было полгода, я уже был погружен в съемочный процесс. Для съемок мы с моим другом - лучником Алмазом СУЛЕЙМЕНОВЫМ - сделали 515 луков и тысячу стрел. Моя крошка-внучка ползала среди всего этого оружия. Она до сих пор любит пострелять, - улыбается хозяин.
Неугомонный он мужик! Получил четыре высших образования. Поколесил по стране. Был бухгалтером. Работал в прокуратуре. Позднее подался в нотариусы, уже там покоряя клиентов своими образами а-ля щеголь-номад. А потом в 53 года окончил физкультурный вуз по специальности “национальные игры”. Увлекся древним военным искусством кочевников. Учился по книгам, фильмам. И думал, что в Казахстане он такой один. Потом поехал в Киргизию на масштабный слет охотников “Салбурын” и нашел-таки своих по духу! Стал выезжать на соревнования за границу. И неожиданно (или закономерно?) переехал в аул Арай, что в Карасайском районе. Наслаждаться жизнью.
…Сегодня на занятиях немноголюдно - Бекжан АЛТЫНБЕКОВ и Шакен ЖАКСЫЛЫКБАЕВ уже облачены для тренировки. Некоторые мальчишки сюда приезжают верхом.
- У меня сейчас единственный жеребец для кокпара. Весной планирую приобрести коней для лучников, - строит планы Нургали-ага.
Жойкын (то есть Стремительный) - жеребец суровый. Не каждого наездника примет в седло. Однако с пацанвой смирился. Безлошадные джигиты на нем отрабатывают умение седлать коня, привязать пращуровским способом и, разумеется, ездить верхом. Но для стрельбы из лука кокпарский жеребец не годится - взмах рукой наездника, чтобы натянуть тетиву, он воспринимает как намерение ударить камчой.
Стрелы, луки, седла, красивая, в национальном стиле атрибутика - все это Нургали-ага приобрел сам. Одна стрела стоит от шести долларов. На луки цены разные - сто тысяч тенге и выше.
- Одну часть биокомпозитного лука изготавливали из рога горного козла, другую обклеивали конскими сухожилиями, - объясняет мерген технологии предков. - Эффект получался как от ламинирования. Кропотливая работа - на изготовление такого лука может уйти до трех лет. Смотрите, на столе сейчас доходят сухожилия. Это поистине уникальный природный материал. После некоторой обработки они могут стать отличной защитой. Например, для седел. Деревянные седла обклеивают сухожилиями, выглядит это покрытие точь-в-точь как стекло. А по крепости сильнее стали.
Когда Нургали-ага начинает говорить о луках (а их разнообразие столь велико, сколь повидала старушка планета разных народов), можно заслушаться.
- В классическом, олимпийском, способе тетиву захватываешь тремя пальцами - указательным, средним и безымянным. Но так с лошади не постреляешь - неудобно. Номады придумали захват, который называется “бармак” (“палец”). Тетиву удерживаешь большим пальцем, - объясняет Нургали-ага, взяв в руки лук и показывая защиту - напальчник, “сакына”, он может быть деревянным, каменным или кожаным.
По силе стрелка ему подбирают и оружие. Сила натяжения лука, из которого стреляет Шакен, 36 футов. Подросток привычно натягивает тетиву - важна диагональ “от уголка рта до мочки уха” - и стрела летит. Пробую выстрелить и я. Дело это непростое, тетива непослушная, тугая, и стрела то и дело норовит соскочить. С третьей попытки попадаю... не в яблочко и не в нацелившего на меня свой объектив фотокорреспондента, а в набитый соломой мешок.
- Стрелу так не хватай, ты ее не душишь. Лопатки в замок. Ты из рогатки стреляешь или из лука? Движения минимальные - выхватил, выстрелил. Будешь долго думать, руку отрубят в бою, - едва сдерживают смех мергены, а наставник поясняет: - Своих я гоняю. Они и на турнике висят, и бегают. Двести выстрелов в день выдерживают не все.
В цеху, где все предусмотрено для производства мебели из дерева, Нургали-ага отвел место для тренировок в холодное время года. Он, конечно, ходил в местный акимат. Говорил, что готов обучать большее количество детей, был бы зал, но внятного ответа так и не получил. Рядом строится школа, и лучник надеется, что, может, хоть в ней найдется уголок.
Нургали Турумбаев рассказывает, что еще лет семь назад мергенов в стране было раз-два и обчелся. А сейчас только в Алматинской области работают две федерации - “Дешт-и-Кыпчак” и “Мергенлер ордасы”. Да и стрелков по республике сейчас уже под тысячу человек. Парни и девчонки разных национальностей увлечены этим видом спорта.
- Нам бы поддержку, - мечтает Нургали-ага. - Я бы мог не ограничиваться только стрельбой. Обучил бы метать ножи, крутить саблю. Представьте, сколько будущих артистов, каскадеров мы бы получили. У мальчишек и девчонок появился бы шанс.
У Нургали-ага четверо детей: два сына и две дочери. Когда они выросли, захотел взять в семью ребят из детского дома. Не дали - после пятидесяти усыновители не котируются. Вот и возится он с местной ребятней. Пытается увлечь своей культурой, привить кодекс чести степняка, ругает, если услышит, как пацаны матерятся, или увидит, что пробуют курить. Они сбегают иногда - уж очень жестко. А потом приезжают за несколько километров верхом “дать салем”.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы