2013

Простые движения

Парень, которому предрекали, что он не будет ходить, стал танцевать!

Простые движения

Говорит: “У меня ДЦП”. Как отбивает бит. Придирчиво выбирает музыку, под которую станцует для нас. И прислушивается - уловить ритм ему сложнее всего. Трудно заставить непослушную правую руку двигаться так, как он себе придумал. Пассы ногами, стойка на голове... Каждый танец - очередная победа. Алматинец Рустам ЕБИЛЬДАЕВ танцует брейкданс уже больше десяти лет. А когда-то врачи предлагали его матери отказаться от ребенка, предрекая, что он не будет ни ходить, ни говорить.

- Мама решила бороться, - улыбается Рустам. И рассказывает о годах реабилитации: больницы, уколы, упражнения дома. Все - через боль. Он к ней привык.

Первые шаги сделал в четыре года. Чуть позже понял: нужно танцевать. Звонкие, веселые уйгурские народные мелодии как будто умаслили заржавевшие шарниры - пацан буквально воспарил. Танцевать учил папа. Первые зрители - родные на тоях. Но в подростковом бунтарском возрасте из “народника” Рустам решил сделаться бибоем. Зря что ли он не отрываясь засматривался на выкрутасы брейкдансеров по телеку? Неужели он не научится?!

- В первую очередь это был вызов самому себе, - признается парень.

Вообще он упертый. Сам нашел гуру, готового поделиться секретами мастерства. Им стал Вячеслав ХАН, то есть бибой 4ingisKhan. А потом убедил Чингисхана, что нет ничего проще, чем обучить команду особенных ребят. Бибои из АРДИ (ассоциация родителей детей-инвалидов) были очень колоритными - двое ребят на колясках, еще четверо - дэцэпэшники. Чингисхану респект, что не спасовал. А им? Им это было нужно как воздух. Танцами наелись, надышались со временем все пацаны. Кроме Рустама. Он пошел дальше. Вернее, поехал. На чемпионат по брейкдансу в столицу республики в 2018 году.

- Я вышел на сцену. Ноги дрожали. Они у меня и так дрожат, но в тот момент я мог бы чечетку отплясывать, а не брейк. Собрался. Я понял: сейчас струшу - никогда такого шанса у меня не будет. И пошел, - говорит Рустам, спускаясь по лестнице. Парень передвигается сам, без специальных приспособлений. Сам ездит на общественном транспорте. Все это - часть его селф-мейд-программы.

Танцует на тоях и на фестивалях. Ежедневно - иначе нивелируются достижения всех этих лет, занимается брейком дома. Иногда свои импровизации записывает и выкладывает в сеть. Мотивирует других не сдаваться. Танец стал важной частью реабилитации, которую он прописал себе сам. Еще одна установка - избавиться в своей жизни от приставки “спец” - за плечами такая школа, четко очерченный круг общения. Поэтому Рустам так и старается выйти за рамки.

- Неприязнь, удивление, а потом громкое одобрение - эти эмоции я обычно вижу на лицах своих зрителей, - признается Рустам. - Пока танцую, передо мной тоже разыгрывается спектакль.

Своей студии у бибоя с ДЦП нет. Сегодняшнее его выступление только для читателей газеты “Время” в тренажерном зале LegenDA, где люди с особенностями развития могут заниматься бесплатно. Когда его директор Александр ЛЕГЕНЬЧУК узнал, что мы собираемся в зале… танцевать - удивился, но протестовать не стал. “Пусть парни развиваются, становятся медийными”, - дал по телефону бата Александр. На стене за Рустамом, вставшем на голову, нарисован свирепый мужик с бугристыми бицепсами и девиз “Никогда не сдавайся”. Это мантра Рустама. Выучил ее еще в детстве, когда видел на себе косые взгляды в автобусе по дороге в больницу: “С такими нужно дома сидеть!” Тогда мама закрывала мальчишку собой. Она и сейчас всегда рядом.

- Мне кажется очень несправедливым, что женщинам, посвятившим жизнь уходу за особенным ребенком, государство не дает каких-либо привилегий, - рассуждает парень. - Например, выйти раньше на пенсию. Это огромный труд, который, к сожалению, у нас совершенно не ценят.

Выступлений у Рустама сейчас немного. Чтобы поддержать семью, он работает - помогает друзьям на строительном базаре.

Юлия ЗЕНГ, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть