5523

Алматы - старший брат Москвы

- Вот смотрите, свидетельства о рождении. Здесь написано, что я родился в 1954 году.

А это документ Москвы.

Он младше меня на целых семь лет! - восклицает мой собеседник.

Алматы - старший брат Москвы
Алматы и Москва МУЛЯН.

Два брата - Алматы и Москва - из семьи репатриантов. В их именах история длиной в целый ХХ век, тоска по родине и близким людям и надежда на возвращение.

- Историю наших имен в двух словах не расскажешь, - говорит Алматы МУЛЯН. - Наш прадед Токтамыс был богатым скотоводом. Его пастбища простирались от берега реки Нуры до местечка Ботакара (сейчас эта территория относится к Карагандинской области. - С. Д.), и паслось там несчетное количество домашних животных. Не было у него проб­лем и с потомством: от двух жен было одиннадцать детей. Чего, к сожалению, не скажешь про нашего деда Наинтая: кто бы у него ни родился, все умирали.

Как рассказывает Алматы, когда у Наинтая появился очередной сын, его назвали Қос Миллион (Дважды Миллионер). Мальчишка выжил. Вырос крепким и смышленым: в семь лет наизусть знал почти все молитвы.

Когда в соседний аул вошли красные и стали отбирать скот у богатых, глава семейства решил уйти в Китай. Переход был очень тяжелым: дети болели, старики умирали. До Китая дошли не все. Семья Токтамыса обосновалась в местечке под названием Коктогай Шингиль. Там переселенцев радушно приняли такие же казахи, которые здесь жили испокон веков. Они раньше беспрепятственно кочевали с одного пастбища на другое, с зимовки на жайлау, пока Россия и Китай не установили свои границы.

Земля для переселенцев стала благодатной. Токтамыс, дожив до глубокой старости, умер, и всю заботу о семье взял Наинтай. В Китае их большой клан жил - не тужил, а потом пов­торилась та же история: стали отбирать скот у богатых, бороться с религией и строить социализм по-китайски.

- Тогда наши предки устремили свой взгляд на Монголию, - повествует Алматы. - Перешли всем аулом в Баян-Ульгийский аймак, где в основном жили казахи.

Власти поселения при оформ­лении документов допустили ошибку, и имя Қос Миллион превратилось в Мулян. От двух жен у него родились восемь сыновей и две дочери. Всех он поднял на ноги и дал образование. А старший сын Аумакан МУЛЯН вообще получил направление в медицинский институт Москвы!

- Письма тогда шли месяцами. Телеграфировать каждый раз было дорого для студента. Однаж­ды связь с братом оборвалась. Дома началась паника, и в этот период родился я, - приближается к сути обладатель редкого имени. - Это был 1954 год. Тут и мой брат нашелся. Оказалось, что первокурсник Аумакан с сокурсниками решил на каникулах отправиться в Алма-Ату. Увидев собственными глазами нашу историческую родину, влюбился на всю жизнь! Утопающий в зелени город, расположенный у подножия Заилийского Алатау, настолько его впечатлил, что он тут же отправил телеграмму отцу. Написал, что находится в Алма-Ате, в самом сердце Казахстана, где побывать мечтает каждый казах, оказавшийся на чужбине!

На радостях и в честь далекой родины новорожденного назвали Алматы. По воспоминаниям родных, его отец тогда грустно произнес: “Алматы мен Қапалда мына жалған тақалды” (“Пока мечтал об Алматы и Капале, жизнь прошла…”).

Когда Алматы вырос, поступил в военный университет в Улан-Баторе. Свою трудовую деятельность начал в военной милиции, потом перевелся в ГАИ.

Младший брат Алматы Москва МУЛЯН тоже обязан своим именем старшему брату Аумакану.

- Отучившись в институте, он отправил отцу письмо, что не хочет возвращаться домой в Монголию, что ему нравится жить в цивилизованной стране, где его дети могут расти профессионально, - рассказывает второй обладатель редкого имени. - Говорят, отец долго горевал, а потом родился я. И он из-за тос­ки по старшему сыну назвал меня Москва, чтобы каждый день видеть меня и вспоминать о своем первенце в далекой стране. Когда я людям представляюсь, они непременно переспрашивают: “Как-как?” Я повторяю: меня зовут Москва. Раньше говорил, что так называется столица СССР, теперь говорю, что столица России. В молодости смущался, а сейчас интересно смотреть на реакцию людей.

Отец Қос Миллион-Мулян умер в 1971 году, так и не увидев свой родной край. А через 20 лет, в 1991 году, семья Мулян одной из первых вернулась в Казахстан. Они приехали не в статусе оралманов - программа, которая определяла порядок переселения и предоставляла льготы репатриантам, была принята позже, в 1997 году. А в 1991-м они прибыли по квоте на иностранную рабочую силу.

- Я привез в Казахстан 150 кандасов, - вспоминает то далекое время Алматы. - Нам понравилась Алматинская область: близко к тогдашней столице и очень много плодородной земли для посева и выпаса скота. Облюбовали село Кызылкайын в Аксуском районе. Нас тогда встречали хлебом-солью. Люди понимали, сколько лет мы вынуждены были скитаться по чужим странам!

Возвращенец брался за любую работу: весной пахал на поле, летом помогал гнать скот на жайлау, осенью - уборка урожая, хотя заведовал фуражом. Москва тоже не сидел без дела: пас овец, во­зил молоко с фермы на завод, дорос до учетчика в совхозе, пока он не распался. Взяв свои паи, братья организовали крестьянское хозяйство. Начали жить по-новому.

Самое главное, чем гордятся братья, - у каждого из них здесь, в Казахстане, родилось по семеро детей!

- Старшие окончили университеты не только Казахстана, но и Турции и Америки. Вернулись домой, работают в престижных компаниях в Алматы, младший еще школьник, - гордится своими детьми Алматы. - Все, чего я хотел от жизни, реализовалось. Дети выросли достойными гражданами Казахстана и приносят пользу государству.

Выйдя на пенсию, Алматы перебрался в Текели. Говорит, очень горы нравятся. Здесь купил дом и дачу. Выращивает груши и яблоки. Посадил почти полгектара малины и теперь делает бизнес на ягодах.

Как младший в семье, Москва остался в Аксуском районе. Смотрит за хозяйством, которое досталось семье после распада совхоза: 46 га земли, из них 16 га поливные, а остальные - пастбище. Каждый год сажает пшеницу и сахарную свек­лу. Есть небольшое стадо. Мы застали Москву в местной малокомплектной школе, где он трудится завхозом: как раз обсуждал с дворником, а по совместительству кочегаром отопительный сезон.

Его старшие дети учатся в высших учебных заведениях, а младшие - Бейбит и Нурайым МОСКВА - еще школьники. Моск­ва на жизнь не жалуется и благодарен судьбе, что живет на родине.

P.S. Кстати, старший брат Алматы и Москвы Аумакан, ­из-за которого братья получили свои звучные имена, все же вернулся в Монголию. Долгие годы там работал врачом, потом управленцем в вышестоящих эшелонах власти. Был женат на девушке из Казахстана. Его дети Бибигуль и Аргын теперь живут в Америке и каждый год своих детей на каникулы отправляют в Текели, чтобы они не забывали казахский язык.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть