Алина СОЛОВЬЁВА, учитель, Герой Труда Казахстана: Реформы в образовании должны приносить пользу
В год 30-летия Независимости страны Алина Робертовна, отличник образования Казахстана, кандидат наук, отмечает 30-летие педагогической деятельности. Заявление о приеме на работу она писала в дни августовского путча в Москве. За три десятка лет в одной школе - шымкентской гимназии №1 им. Пушкина - даже стены в ней стали родными. Годы учительства не прошли впустую: сотни любимых учеников, победители олимпиад и отличники, 14 учебников по биологии для казахстанских школ и заслуженное звание Героя Труда Казахстана.
“Я жесткий предметник”, - говорит Соловьева, имея в виду свою принципиальность, когда дело касается любимой биологии. Отлынивать на ее уроках не получается - этот учитель все сделает для того, чтобы ученики знали и понимали предмет.
Биология в ее жизни была предопределена: мама - селекционер-генетик по каракулю, дочь с четырех лет проводила время у микроскопа. Природу Казахстана Алина изучала не по книжкам: объездила в экспедициях всю страну. Поэтому наука о жизни стала делом жизни.
О своих учениках Соловьева говорит исключительно: мои дети. И относится к ним именно так. Ежегодно ее ученики входят в десятку лучших в городе по результатам ЕНТ по биологии. Сотни ее детей - победители олимпиад от городского до международного уровня. Впрочем, сейчас Соловьевой пришлось отказаться от подготовки олимпиадников в пользу написания учебников: обновленная система образования требует все новых книг.
- В 2004 году ко мне обратились из издательства “Атамура”, попросили посмотреть учебник, который готовился к изданию. Работала над готовым текстом в качестве спецредактора, устраняла недочеты, вносила собственные дополнения. После этого мне предложили войти в состав авторского коллектива. С тех пор вместе с коллегами пишу учебники. Работа интересная, но отнимает много времени, - рассказывает Алина Робертовна. - Если учебник просто переиздается, а учебная программа при этом остается прежней, то его содержание практически не меняется. Если же изменяется учебная программа, то учебник, по сути, создается заново.
К примеру, сегодня в программе 11-го класса есть темы, которых никогда не было в школьном курсе биологии. “Стволовые клетки и их применение”, “ЭКО - процедура и этические аспекты”, “Эпигенетика” - их раньше изучали только в вузах. Теперь мы изучаем все три биохимических цикла - Кребса, Кальвина и Хетча-Слека. Насколько эти знания необходимы школьникам, вопрос дискуссионный. Но программа диктует содержание учебника.
Нас, авторов, обязали ежегодно объезжать все города Казахстана и встречаться с коллегами, с теми, кто учит по нашим учебникам, выслушивать их замечания. И мнения, бывает, не совпадают. Написали в учебнике об абортах. Коллеги в Кызылорде возмущались: “Какие аборты?! Уберите, нельзя о таком в школьных учебниках писать!” В Актобе, наоборот, попросили написать подробнее, раскрыть этическую сторону проблемы, объяснить, почему аборт - это плохо.
Школа должна развивать у детей в первую очередь функциональную грамотность, уверена Соловьева. И это одна из целей обновленной программы образования. Только почему при этом из современного курса биологии исключили то, что точно пригодится человеку в жизни? К примеру, ядовитые грибы по обновленной системе не изучают, опасных пауков и змей, обитающих в Казахстане, тоже. Гербарии не собирают, полевой практики нет. Зато есть отдельный параграф, посвященный трансплантации почек.
- За 30 лет учебная программа по биологии менялась шесть раз. И я надеюсь, что не за горами идеальная учебная программа по биологии, под которую мы напишем идеальный учебник и после создадим его идеальную электронную версию, - говорит Алина Робертовна. - Я школьный учитель и не могу судить о том, насколько основательны полученные в школе знания у выпускников, как применяют их в колледже, вузе. Но я уверена, что нам нужны четкие критерии оценки эффективности проводимых в образовании реформ. На старте реформы сделать замеры, вывести результат и через определенное время проверить, чего удалось достичь благодаря нововведениям. Какие есть изменения? Очень надеюсь, что нынешнюю реформу, так называемую обновленку, не просто оценят с точки зрения ее эффективности, а усилят лучшие стороны и устранят слабые.
А вот единое национальное тестирование, по мнению Алины Соловьевой, в целом довольно объективная система оценивания выпускников школ. Но не без изъяна. Впрочем, эти недочеты можно устранить.
- В тестах есть две крайности, - высказывает свое мнение Соловьева. - Первая - построчные вопросы из учебника слово в слово. Они некорректны уже потому, что мозг ребенка не жесткий диск компьютера, куда можно впихнуть сколь угодно информации и отправить его сдавать экзамен. Безумие включать в ЕНТ вопросы типа “Сколько весит человеческий глаз?”
Начали сдвигать систему образования с бездумных запоминаний громадного объема информации на понимание и применение. Это правильно. Но теперь другая крайность - вопросы, ответов на которые нет ни в одном учебнике. Их надо искать логическим путем. И не факт, что логика автора вопроса и ученика совпадут.
Я часто заседаю в апелляционной комиссии по ЕНТ. Спорим иной раз до хрипоты. Вот недавно был случай, когда удалось отстоять один, но решающий балл для абитуриента, идущего на Алтын белгi. На вопрос “Основной орган дыхания паукообразных?” ученик выбирает ответ “трахеи” - единственно верный из предложенных. При этом правильным ответом почему-то значатся воздушные мешки. Но у пауков их нет!
Как и многие ее коллеги, Алина Соловьева уверена, что базу данных вопросов на ЕНТ надо не просто рассекретить, а дать возможность педагогам отсеять некорректные. Так и апелляций будет меньше, и стресса у детей.
- У нас в стране много замечательных учителей-предметников, авторитетных профессионалов, искренне преданных своему делу, - уверена педагог. - Что мешает сформировать из них группы по предметам и дать им на вычитку вопросы?! Возьмите с них подписку о неразглашении, в конце концов.
К слову, биология по популярности у сдающих ЕНТ выпускников продолжает оставаться на втором месте после физики.
Начало нового учебного года Алина Робертовна, как и ее коллеги, встречает в приподнятом настроении. И дело не только в том, что начнется он с традиционных живых уроков в классе, которых так не хватало весь прошлый год. Внедрение обновленной системы образования принесло такие нововведения, что не терпится приступить к занятиям.
- Какое у нас оборудование! - не скрывает своего восхищения учитель и ведет в кабинет биологии хвастаться. - Всю жизнь считала, что мне для объяснения урока ничего, кроме мела, доски и плакатов, не нужно, пока не увидела интерактивную доску, которую нам установили в этом году! Она может заменить учителя, честное слово. Не нужно сидеть над тетрадями до ночи. Достаточно запустить тесты на ноутбуках детей, и программа сама проверит и выставит оценку. Ну разве не чудо?!
Чудом можно назвать и присуждение Алине Соловьевой звания Героя Труда в 2018 году. Закономерным, но чудом. В том, что Соловьева заслужила эту награду, не сомневался никто. Но учителей редко удостаивают такой чести. Поэтому Алину Робертовну встречали в Шымкенте после награждения как истинного героя. Даже незнакомые люди жали руку и благодарили. Более того, стали узнавать водители такси, что вообще шокировало, признается она. А все от того, что учитель был, есть и остается одним из главных людей в жизни человека.
Алиса МАСАЛЕВА, фото автора, Шымкент