Бабкина надежда
82-летняя незрячая и неходячая пенсионерка Адиля БЕКМЕТОВА всю свою жизнь посвятила лечению и спасению людей. Она младший лейтенант медицинской службы, много лет проработавшая врачом-терапевтом. К тому же является жертвой ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Но теперь помощь нужна ей самой: судебные органы лишают ее права стать полноправной владелицей своего единственного жилья.
Не вставая с кровати, Адиля Асфендияровна теплым и добрым приветствием встречает каждого. А ведь даже не видит, кто к ней пришел. Такому универсальному подходу к людям научила пенсионерку медицина: все пациенты, все люди равны. Сейчас бывший врач в гостях у младшей сестры: теперь ее черед ухаживать. Здоровье пенсионерки сильно подорвалось после судебных разборок из-за ее единственной квартиры.
Когда-то Адиля Бекметова как заслуженный работник медслужбы получила от Минздрава однокомнатную квартиру. В ней и жила, пока в 50 лет не вышла замуж за Мудира ИШАЛЕЕВА, у которого был сын от первого брака Виктор ИШАЛЕЕВ. По словам пенсионерки, Мудир оставил все свое имущество прежней семье, а сам пришел жить к ней. В однокомнатной квартире супругам было тесно, и они обменяли ее на двухкомнатную. Когда в 1994 году началась приватизация, Адиля Асфендияровна включила в договор и мужа. Так они оба стали собственниками двухкомнатной квартиры.
Проблемы с жильем начались в 2015 году после внезапной смерти Мудира Ишалеева. Завещания он не оставил, а значит, право на наследование четвертой доли квартиры получил его сын Виктор. Остальная жилплощадь по праву принадлежит Адиле Бекметовой. Такое же разделение по долям получил и старенький дачный домик с участком в селе Панфилово, который в советское время даже не был оформлен.
Пенсионерка хотела прожить спокойную старость без пасынка. Согласно статье 1076 Гражданского кодекса любой из наследников, принявших наследство, вправе потребовать его раздела. Адиля Асфендияровна решила воспользоваться этим правом. При этом подумала и о Викторе - предложила заплатить ему денежную компенсацию стоимости его доли, чтобы все было и по совести, и по закону.
Для этого пенсионерка пригласила экспертную компанию, которая оценила квартиру в 16 205 662, а жилой дом с земельным участком - в 2 504 192 тенге. Дело было в 2018 году. Подсчитали общую долю Виктора Ишалеева, она составила 4 677 464 тенге. Эти деньги Адиля Бекметова и предложила своему пасынку в обмен на полноправное владение своей же квартирой. Помогли собрать средства родственники: самой женщине понадобилось бы несколько лет, чтобы отложить их с пенсии.
Кстати, об имуществе. Когда судебный исполнитель открыла базу данных на Виктора Ишалеева, то обнаружила, что он владелец нескольких квартир, помещений и земельных участков. А у Адили Асфендияровны эти две комнатки - единственное жилье. Дача со старым летним домиком не пригодна для постоянного проживания там больной женщины.
Мирного соглашения с пасынком не получилось. Тогда Бекметова наняла адвоката и обратилась в суд. Это было уже в 2019 году. Требования пенсионерки были просты: определить доли имущества пасынка в денежном выражении за квартиру и дачу и выплатить ему эту сумму. Саму же Бекметову признать собственником 100-процентной доли в квартире.
Судья Алмалинского районного суда № 2 Талгат САДЫКОВ заявил в ходе разбирательств:
- Ни один из собственников не согласен продавать свою долю в общем имуществе. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случая, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законодательными актами или добровольно принятыми обязательствами.
В общем, судья отказал пенсионерке по всем требованиям. Апелляционная судебная коллегия оставила решение районного суда без изменения. Повторилась ситуация и в Верховном суде.
Казалось бы, все законные методы борьбы за полноправное владение своей же квартирой пенсионеркой исчерпаны. Но Адиля Асфендияровна рассказала о своей проблеме другому юристу - Сауле МУЛДАГАЛИЕВОЙ. Посмотрев документы, юрист выявила главную ошибку в иске пенсионерки. Предыдущий адвокат почему-то построил все заявление на статье 218 Гражданского кодекса, которая делит имущество, уже изначально находящееся в долевой собственности. Но ведь такое право у Виктора Ишалеева появилось именно в результате наследования, а значит, его регулируют совсем другие статьи: 1061-1064, 1076 и 1078.
- Спорные взаимоотношения вытекают именно из наследственных прав и обязанностей сторон, в связи с чем применению подлежат специальные нормы, установленные законодательством о наследовании, - пояснила адвокат. - В соответствии с постановлением Верховного суда №5 от 29 июня 2009 года “О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании” установлено, что в случае отсутствия соглашения наследников о разделе имущества спор разрешает суд. Согласно статье 1078 Гражданского кодекса наследники, в течение года до открытия наследства совместно проживающие с наследодателем, имеют преимущественное право на наследование жилища. А значит, имущество наследодателя переходит к наследникам с соблюдением имущественных интересов других наследников путем выплаты денежной компенсации.
На этом основании Сауле Мулдагалиева составила новое исковое заявление для пенсионерки и подала его в суд. Адвокат Виктора Ишалеева иск не признал, отзыв на него не подготовил, просил прекратить судебное производство, а далее не появлялся на заседаниях, хотя они проходили онлайн. Но все это не стало препятствием для рассмотрения дела в суде.
И вот в декабре 2020 года судья Алмалинского районного суда №2 Куралай САДЫРОВА постановила выделить Виктору Ишалееву те самые доли квартиры и дома в денежном выражении! То есть удовлетворить требования Бекметовой. Правда, получив на руки документ, юрист Мулдагалиева заметила одну неточность: судья указала в мотивировочной части решения суда статью 218, а ведь именно она ранее послужила отказом, поскольку не касается наследства. А вот в резолютивной части решения этой статьи уже не было.
Тем не менее решение было вынесено в пользу пенсионерки, а потому радости Адили Асфендияровны не было предела. Судебное решение начали исполнять. Она уже и переоформила свою же квартиру на себя, перекинула обозначенную сумму в 4 миллиона тенге на депозитный счет судебному исполнителю... Однако дальше что-то пошло не так.
Оказалось, что при рассмотрении нового дела адвокат Виктора Ишалеева не присутствовал на двух последних заседаниях, потому что… умер. В связи с этим в апелляционный суд поступила жалоба на последнее решение районного суда, якобы были ущемлены права ответчика. Кроме того, в жалобе указали, что ранее это дело уже рассматривалось, поэтому надо его отменить и прекратить.
Тут сыграла роль неточность судьи Садыровой. Судебная коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда под председательством Сабита ЖОЛДЫБАЕВА решила отменить решение суда первой инстанции, сославшись на ту самую статью 218 Гражданского кодекса, хотя ее даже не было в последнем иске Бекметовой. Вот так: квартира одна, кодекс один, а статьи по разделу имущества разные. Решения по ним, естественно, тоже.
По словам Сауле Мулдагалиевой, судебная коллегия апелляционного суда не изучила дело в полном объеме, хотя должна была это сделать по нормам Гражданско-процессуального кодекса. В Верховном суде пенсионерке снова отказали.
В общем, с чего начали, к тому и пришли. Каждый остался со своей долей.
- Я практически делю свою квартиру с чужим человеком, а он постоянно ставит какие-то условия, - горько замечает пенсионерка. - Видимо, имея свое жилье, придется на старости лет побираться по родственникам.
Что теперь делать пенсионерке? Все инстанции уже пройдены. Причем дважды. Бекметова писала письмо в администрацию президента, но ответа не получила. Осталась лишь одна надежда на председателя Верховного суда, то есть на внесение им представления о пересмотре дела.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы