2344

Юрий ЛАВРИНЕНКО, заслуженный транспортник Казахстана: Мы подали пример остальным!

Кризисным менеджером назвали бы сегодня Юрия ЛАВРИНЕНКО, хотя 30 лет назад, на заре нашей независимости, термина такого не было. А критическая ситуация была, и ему пришлось незамедлительно решать, казалось бы, безнадежные проблемы. Организация четкого и слаженного алгоритма погрузки угля и движения тяжеловесных поездов по узлу Экибастуз при темпе 3000 вагонов угля в сутки.

Юрий ЛАВРИНЕНКО, заслуженный транспортник Казахстана: Мы подали пример остальным!

Открытие железнодорожных ворот в КНР через первый международный железнодорожный пограничный переход Достык - Алашанькоу и фактически реанимация всех станций и разъездов направления. Участие в строительстве и торжественном запуске в эксплуатацию президентом Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ в 1993 году второго энергоблока ГРЭС-2 мощностью в 500 мегаватт в Экибастузе. Сохранение комплекса предприятий цветной металлургии в Восточном Казахстане, а позже руководство Министерством транспорта и коммуникаций.

Едва возглавив транспортную отрасль страны, Юрий Иванович снова получил важное задание от президента организовать переезд в новую столицу своего ведомства, а также оказать помощь коллегам в передислокации.

Это сейчас все воспринимают перенос столицы как должное, говорят о всесторонней поддержке этого события. Но тогда эту идею принимали и поддерживали далеко не все. Инфляция в две-три тысячи процентов. Отсутствие наличных денег, развал рублевой зоны, бартер, падение объемов производства, задержки зарплат и пенсий, пустые прилавки... И в это время решиться на перенос столицы?! Юрий Иванович подчеркивает: понимание того, что идея переноса правильная и перспективная, было. Но в то же время казалось, что эта идея может сбыться лет через тридцать, не раньше.

- Плюсов с точки зрения будущего государства было больше, - отмечает наш собеседник. - Это и расположение в центре страны, и хороший стимул для экономики и демографии. Выгодно и в транс­портном отношении: столица - это точка пересечения четырех магистралей на четырех направлениях. И в отрасли связи одни перспективы - Акмола была цент­ральным распределительным узлом, ведь беспроводной связи еще не было. Да и с точки зрения безопасности целесо­образнее, ведь Алматы нестабилен в сейс­мическом плане. Однако, когда свершится переезд, никто не предполагал. Бюджет страны пустой, проблем в разных сферах выше крыши…

Но президент быстро перевел этот вопрос в практическую плос­кость. Министерству транспорта была поставлена задача перебраться одним из первых - на год раньше остальных ведомств.

- На дворе стоял декабрь 1996 года. Задачи перевозить сразу весь свой штат мы не ставили, - продолжает Юрий Иванович. - Первыми перебрались 16 человек - добровольцев-первопроходцев. Пришлось просить помощи у железнодорожников. Очень серьезную поддержку оказала Целинная железная дорога. Президент поддержал наше настойчивое предложение объединить три существующие в Казахстане железные дороги - Алматинскую, Целинную и Западно-Казахстанскую - в единый комплекс РГП “ќазаќстан темір жолы”, по сути создав единую казахстанскую железную дорогу. За короткий период руководство смогло рассчитаться с долгами и уже в 1998 году начало реализовывать инвестиционные программы и проекты внутри страны, работающие на перспективу.

Устроились быстро в бывшем здании Целинной железной дороги. Железнодорожники восприняли это событие патриотически и помогли с привлечением бизнеса и коллег-автодорожников, с ремонтом и переоборудованием здания.

- Здание было передано для двух ведомств - Министерства транспорта и Министерства сельского хозяйства, - рассказывает Юрий Иванович. - В порядок пришлось приводить все - от подъезда до крыши, здание-то было железнодорожное. Общими усилиями строили крайне необходимое жилье для тех, кто переехал в новую столицу. Двухподъездный дом построили быстро, почти за год. И все это хозяйственным способом, без привлечения бюджетных денег. Главная благодарность от нас железнодорожникам и дорожникам. В декабре, когда Нурсултан Абишевич посмотрел здание и офисные помещения, сказал нам кратко, но емко: “Спасибо, молодцы! Так поступает команда!” Ради этих слов стоило потрудиться.

С первых дней транспортники наладили конструктивное сотрудничество с акиматом. Прежде всего было решено сделать дорогу в аэропорт. Для областного центра она годилась, а вот столичному статусу не соответствовала - была узкой, да и качество дорожного полотна устарело.

- На тот момент мы сделали все возможное - расширили дорогу почти в полтора раза в короткий срок, - вспоминает Юрий Иванович. - А еще модернизировали и удлинили взлетно-посадочную полосу, чтобы принимать большие пассажирские самолеты. Это тоже была непростая задача - провести в сжатые сроки необходимую сертификацию и запустить полосу в эксплуатацию, чтобы потом принимать президента, правительство и иностранные делегации.

Наши дорожники не занимались городскими улицами. Но, учитывая экстренную ситуацию передислокации столицы, были привлечены на ремонт проспектов Республики и Студенческого. Для обеспечения связи занимались наращиванием мощностей “Казахтелекома”, и зимой 1997 года я провел первую коллегию по видеосвязи в режиме видеоконференции. Сейчас это привычно, а у нас это была проба пера. Получается, мы перебрались в столицу раньше остальных ведомств поч­ти на год - в декабре 1996-го и обеспечили комфортный переезд другим. Можно сказать, мы подали пример.

Даже обосновавшись вроде бы на новом месте, люди привыкали к нему не быстро. В Алматы уезжали по пятницам, а возвращались к работе и новой жизни в воскресенье. В молодой столице тогда были пустые прилавки и редкие точки общепита. Супруга Юрия Ивановича, трудившаяся на железной дороге, поддерживала его во всех делах. Да и переездами семью было не напугать - их чета Лавриненко пережила целых четырнадцать. Не испугали и суровые зимы новой столицы.

-Явам назову место и время своего рождения, и вы все поймете: Акмолинская область, Вишневский район, Донецкий сельсовет, разъезд №47, 3-я теплушка с хвоста. А родился я 24 ноября 1945 года, - смеется наш собеседник. - Там стояла механизированная колонна №4, занимавшаяся строительством железных дорог. Отец - токарь-универсал. Мать - счетный работник в этой колонне. Нас, детей, у родителей было трое: я, старший брат и сестра. Чтобы вы понимали, двухосный вагончик - это сооружение из досок. Стены, обшитые штукатуркой, зимой покрывались инеем изнутри и обжигали холодом. А в центре комнатушки стояла раскаленная докрасна буржуйка. Не устану благодарить своих родителей, которые нас подняли, дежурили по очереди ночи напролет, переворачивая нас, как бревнышки, к теплу. И все выросли! Не болели даже. После 47-го разъезда был Акмолинск. Затем довелось пожить на станции Алтайской возле Барнаула, станции Келес возле Ташкента, в Семипалатинске, Карталы, потом в Павлодаре, откуда родом моя супруга. Поколесили, словом. Я, сын рабочего человека, горжусь, что был и есть в команде первого президента. Что в самые трудные годы он доверял мне ответственные посты и в правительстве, и в регионах. Думаю, за все эти годы создана реальная основа для достойного ответа на все возможные вызовы XXI века. Формирование новой структуры экономики, использование возможностей индустрии 4.0, нано-, био- и IT-технологий, искусственного интеллекта. И это, безусловно, достойная задача и хорошая перспектива для новых поколений продвинутых казах­станцев. А мы готовы по возможности помогать.

Юлия ЗЕНГ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть