10866

Тепло чужого дома

В селе Хоргос Алматинской области мужчина приютил свою престарелую учительницу

Тепло чужого дома
Тельман и Райхан УСМАНОВЫ с Зоей Степановной СЕРДОБИНЦЕВОЙ.

Тельман УСМАНОВ переступил порог хоргосской восьмилетней школы имени Гайдара 1 сентября 1975 года. По его воспоминаниям, цветы, сорванные с маминой клумбы, он нес, как олимпийский огонь: спешил подарить их своей первой учительнице и быстро раствориться в толпе.

- С первых школьных дней я понял простую истину: чтобы учиться хорошо, ты должен не баловаться, а слушаться учителя, тянуть руку на всех уроках и делать исправно домашнее задание, - улыбается Тельман.

Его первая учительница Зоя Степановна СЕРДОБИНЦЕВА жила с мужем и дочерью. Когда Тельман стал старшеклассником, она возглавила школу. Но однаж­ды Зоя Степановна заявила односельчанам, что переезжает с семьей в Шымкент. Провожали ее всем селом. К тому времени Тельман успел окончить высшее учебное заведение, жениться, у него появились дети. А ровно через 10 лет его первая учительница вернулась в родные пенаты, правда, только с дочерью.

- Это было начало новой жизни. Ни одна свадьба, ни один юбилей, ни проводы в армию, ни рождение ребенка не проходили без участия Зои Степановны. Она назначила себя главным культмассовиком Хоргоса, - рассказывает супруга Тельмана Райхан УСМАНОВА. - Летом устраивала футбольные и волейбольные матчи. Зимой - лыжные гонки. И стар и млад уважали и любили ее.

80-летие учительницы отмечали всем селом. Накрыли огромный дастархан посреди улицы, пели песни и танцевали. Накинули на хрупкие плечи педагога чапан, на голову - белый платок...

- Как сейчас помню, было 15 ноября 2018 года. Проезжаю мимо дома Зои Степановны, вокруг тишина. Зашел, а в доме холодина, печка не топится, в спальне, укутавшись в несколько одеял, лежит она... - вспоминает Тельман. - Увидев меня, заплакала. От такой картины аж сердце защемило. Мне стало жаль ее.

2019 год Зоя Степановна встречала с семьей Усмановых.

Пока сельчане сообща ремонтировали ее дом, наша героиня возилась с детишками своего опекуна, рассказывала им сказки.

- Рахимжан АЗНАХУНОВ, Курванжан ТЕМИРОВ, Касымжан ИМИРОВ, Равиль ИБРАГИМОВ, Разия КУРБАНОВА, Азат ИЛИЕВ, Камила ИМИРОВА и Сергей ВОЗНОВ - это все ее ученики. Напишите обязательно, никого не пропустите! - просит нас Тельман. - Каждый из них принял участие в судьбе Зои Степановны. Мы установили дежурство в ее доме и стали поочередно ухаживать за ней. Мальчишки кололи дрова и топили печку, а девчонки носили еду.

Июль прошлого года изменил жизнь семьи Тельмана.

- Жена уехала к детям в Алматы, а я по делам - в Жаркент. Буквально два дня нас не было в деревне, и Зоя Степановна решила, что мы ее бросили, - еле сдерживая эмоции, продолжает Тельман. - Представляете, из-за сильных расстройств у нее отказали ноги. И все это время она ходила под себя.

- Тельман взял ее на руки и принес домой. Дети затопили баню, и все искупались. Вот с тех пор Зоя Степановна с нами, - дополняет Райхан.

Глядя на эту ухоженную женщину с маникюром, невозможно даже подумать, что всего несколько месяцев назад она была при смерти.

- Получаю пенсию. Она у меня хорошая - 115 тысяч тенге. Собирала на смерть, но теперь меня есть кому хоронить. Поэтому всю наличность отдаю Райхан. Она покупает мне лекарства и витамины, ягоды и фрукты. Два раза в месяц приглашаю парикмахера и маникюршу, - улыбается Зоя Степановна. - И в 90 лет ведь хочется выглядеть красивой.

Про свою дочь Светлану СЕРДОБИНЦЕВУ она говорить не хочет. Единственное, что сейчас ее печалит, так это карантин, из-за которого гостей в доме стало меньше.

Райхан и Тельмана, конечно, возмущает отношение местной исполнительной власти к проблеме пожилого человека, всю свою жизнь отдавшего воспитанию подрастающего поколения.

- В акимате Панфиловского района прекрасно знают о состоянии Зои Сердобинцевой, но они даже не соизволили проведать ее. Знают они и то, что по закону ей положен социальный работник, - почему-то шепчет мне на ухо Райхан. - Мне нетрудно за ней ухаживать, думаю, это мой долг. Но государство должно же заботиться о своих стариках!

У супругов Усмановых Зоя Степановна уже третья, за кем они ухаживают и заботятся.

- Мы жили в Алматы. Как-то к нам постучалась дальняя родственница жены и привела за руку свою мать: “У меня ответственная работа, а ты с детьми дома сидишь, пусть несколько дней поживет у вас”. И пропала на три месяца, - вспоминает Тельман. - Все это время мы ухаживали за ней: каждый день выходили на прогулку, раз в неделю возили ее в баню.

Звали пожилую родственницу Тохтыхан. Это была бабушка- одуванчик. Очень интеллигентная. Носила шляпку и перчатки.

- Как-то она сказала, что судьба пошлет мне еще двух старушек и я должен буду их опекать и достойно проводить в последний путь, - говорит Тельман.

Через какое-то время Тохтыхан забрали дети, а спустя несколько месяцев она умерла. Следующей стала Махинур.

- Она жила в соседнем ауле. У нее рано умер муж, и она одна воспитывала детей. Мы встречались с ней на свадьбах и тоях. Знали, что ее дочери очень известные люди. Однажды апашка приехала к себе домой в Жаркент, а внук не пустил ее на порог, - вздыхает Тельман.

Так в семье Усмановых появилась вторая бабушка. Нянчила детишек, пекла тандыр-нан... Но однажды она слегла и позвала к себе Тельмана:

“Сынок, когда умру, прошу тебя, лично опусти меня в могилу. И не разрешай прикоснуться моим детям к моему телу”, - слезно попросила апашка.

- Странная была просьба, но она взяла с меня слово, что выполню ее последнюю волю, - с грустью произносит Тельман.

Апашка прожила в доме Усмановых полтора года. Все это время ее дочь исправно перечисляла на карточку Райхан 80 тысяч тенге. А однажды возле дома Тельмана припарковались два внедорожника. Это были дети Махинур.

- Видимо, они испугались людского осуждения. Они чуть ли не силой затолкали ее в машину и увезли. Моя апашка плакала, как ребенок, и не хотела ехать с ними: “Не отдавай, я там умру от тоски по вам”, - умоляла она меня. Но что я мог поделать, совершенно чужой человек, - сетует хозяин дома. - Через месяц мне позвонила ее дочь и попросила приехать в Алматы. То, что я увидел, повергло меня в шок: от моей апашки остались кожа да кости.

- Я навещал ее каждый день. Кормил с ложки. Делал ей массаж. Рассказывал анекдоты. Она так радовалась моему приходу и каждый раз умоляла забрать ее, но я не мог, - сквозь слезы произносит мужчина. - Как сейчас помню, было 22 августа 2019 года. Ночью мне плохо спалось. Рано утром поехал к апашке, а она умерла... Плакал долго. Сказал ее сыновьям, что в могилу буду опускать сам, ведь это была ее просьба. Никто мне не стал перечить. Сделал все, как моя апашка просила.

Теперь вот семья Усмановых приютила Зою Степановну. Педагог бесконечно благодарна своему ученику. Ведь кроме постоянного ухода и заботы ее раз в две недели возят в Свято-Казанский храм, где она молится за здоровье и благополучие своих благодетелей.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть