2837

Нам, целиноградцам, нельзя было ударить в грязь лицом

Воспоминаниями о переносе столицы делится коренной целиноградец Сансызбай Есилов, занимавший ключевые посты в Акмоле и Астане. Сегодня он возглавляет общественный совет Нур-Султана и городской совет ветеранов.

Нам, целиноградцам, нельзя было ударить в грязь лицом
Cансызбай ЕСИЛОВ, первостроитель столицы.

- О том, что столица переедет из Алматы в наш город, я узнал, как и все казахстанцы, из газеты. Это была неприметная новость, что Верховный совет согласен с внесенным предложением президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА о переносе столицы в Акмолу. Такого, как сейчас: раструбить весть, напечатать крупным шрифтом, выдать на первой полосе, не было. Активно информацию не обсуждали, потому что, честно говоря, мало кто в Акмоле верил, что перенос состоится, ведь в стране были разруха, безработица, гиперинфляция, - вспоминает наш собеседник.

На тот момент Есилов был председателем областного территориального комитета по управлению госимуществом. В том же 1994 году он получил очень важный звонок.

- Мне позвонил председатель госкомитета по госимуществу, вице-премьер Жаныбек КАРИБЖАНОВ, который предупредил: “Смотри, при акционировании крупных предприятий, трестов, заводов не включай в их уставный фонд административные здания и помещения”. И это поручение потом сыграло очень заметную роль в решении проб­лемы размещения правительственных учреждений.

В ноябре 1996 года Есилова включили в состав госкомиссии по передислокации госорганов в Акмолу и назначили зампредседателя госкомитета по управлению госимуществом.

- Акмола - областной центр. Здесь располагались только областные учреждения с небольшими коллективами, несравнимые со штатами министерств. Я родился в этом городе и ходил в школу-интернат по улице Кенесары, где учились дети железнодорожников. Она находилась напротив бывшего здания железнодорожного техникума. И в эти два больших учебных заведения мы разместили два спецгосоргана. Мне пришлось принимать решение освободить эти здания и перевести учащихся на окраину города. По мере поступления заявок от центральных органов мы информировали областного акима, своего председателя госкомитета и по согласованию принимали решение по тому или иному зданию. Но чаще переехавшие структуры сами искали по городу здания, используя свои источники информации, - улыбается Сансызбай Есилов. - Ведь у многих республиканских ведомств были подразделения в Акмоле. Так что они владели информацией, а потом приходили к нам с готовыми предложениями. Да, первое время многие министерства где-то ютились, ужимались, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.

А областная администрация еще полгода после переноса столицы продолжала находиться в городе, а потом переехала в Кокшетау.

- Под размещение депутатов парламента была полностью отдана гостиница “Турист”. У меня были друзья среди депутатов, и я часто навещал их вечерами, спрашивал, как они устроились, нет ли проблем, я ведь принимающая сторона, - поясняет Есилов.

- И на что жаловались?

- О! В 1997-1998 годах зимы выдались очень суровые. Морозы стояли страшные, снега было очень много. Помню, мы встречали на перроне старого вокзала поезд с депутатами из Алматы, и, когда они стали выходить из вагонов, у меня было ощущение, будто их где-то специально экипировали. У всех были толстые дубленки ниже колен, - смеется Есилов. - Алматинцы жаловались на дефицит культурных событий. В городе элементарно негде было пообедать. По пальцам одной руки можно было пересчитать все рестораны и кафе. Вечерами некоторые мои друзья из центральных органов звонили и спрашивали: “А где нам сегодня можно поужинать?” Я извинялся, бросал трубку, а потом думал, куда бы их пригласить.

В 1997 году Есилов стал заместителем ­акима и курировал вопросы коммунального хозяйства, энергетики, водоснабжения, электроснабжения в течение 10 лет. Ему достался самый сложный фронт работы: объекты жизне­обеспечения не ремонтировались годами, не было денег на уголь, мазут, комплектующие для оборудования. Есилов вспоминает, что если зимой температура в квартирах была хотя бы 18 градусов, то это считалось большим счастьем. Были перебои с электричеством. Приходилось подписывать графики веерного отключения от электросети, и население уже знало, что, к примеру, с 19.00 до 20.00 в микрорайоне “Самал” отключат свет. Но больше всего жалоб от людей поступало... летом, когда в городе не было горячей воды.

- Тогда директором “Теплотранзита” был Айтмукан ЖУМАБАЕВ, и как-то летом 1999 года я вместе с ним поехал смотреть ремонтные работы на проспекте Победы, в шутку называемом проспектом геологов за то, что его каждый год перекапывали. Мы смотрим на котлован, где меняют трубы, и я ему говорю: “Слушай, нас достали уже звонки, стыдно каждому объяснять, почему нет горячей воды. Давай сделаем так: вытащили теплотрассу, теперь там, где перекрыли, положим по окружной две трубы и обеспечим жилые кварталы горячей водой”. Так начали решать эту проблему и добили ее в течение нескольких лет. Сейчас об этом жители уже не помнят, - задумчиво говорит Есилов.

А еще в городе был большой отток кадров. Специалисты ТЭЦ, Горводоканала и других коммунальных предприятий уходили на стройку, где получали в два раза больше. Приходилось Есилову придумывать стимулы, чтобы сохранить людей на объектах жизнеобеспечения.

Есилов работал в команде, состоявшей в основном из коренных акмолинцев: аким Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ, первый зам­акима Аскар МАМИН, замакима Николай ТИХОНЮК, Ахметолла ШАКИРОВ и другие.

- Я считаю себя счастливым человеком, потому что был свидетелем грандиозных событий первого исторического десятилетия столицы, - признается мой собеседник. - Я благодарен Елбасы, который поддерживал нашу первую команду акимата столицы. Несмотря на трудности, он видел, что мы работаем не жалея сил. Наша команда старалась не подвести своего акима и себя, не ударить в грязь лицом перед приезжими. Мы не могли допустить провала! Мы всегда приходили на работу до 8 утра, и я в первую очередь ехал на ТЭЦ, чтобы обойти цеха. Мне было важно начать работу там, чтобы, не дай бог, если случится какая-то авария, мы не заморозили столицу.

- В то время вы уже знали, что активно будет застраиваться левый берег Ишима?

- Нет, когда состоялся перенос в 1997 году, мы об этом и думать не могли. И разговоров никаких не было. Только в 2000-м Адильбек Рыскельдинович (Джаксыбеков - аким Астаны. - Т. Г.) пришел от президента и передал нам его вопрос: “Не пора ли начинать застраивать левый берег?” Джаксыбеков ответил президенту, что должен посоветоваться со своими замами. И вот мы все замы во главе с Фаритом Хабибрахмановичем ГАЛИМОВЫМ (первый замакима в 1998-2002 годах. - Т. Г.) в один голос сказали в кабинете: “Какой левый берег?! В городе нет ни тепла толком, ни воды, улицы надо благоустраивать, еще столько работы, а денег нет”. Аким, правда, ничего не ответил, но через день он опять был у президента, который уже твердо сказал: “Слушайте, вы кончайте эти разговоры, однозначно левый берег начнем строить”, - освежает Есилов в памяти события тех лет.

Освоение левого берега, как рассказывает собеседник, началось со строительства инженерных сетей. И главной проблемой Левобережья был высокий уровень грунтовых вод, ведь это пойма реки. Чтобы понизить грунтовые воды, надо было на уровне 5-6 метров под землей прокладывать дренажные трубы. Однако почвы в этой местности песчаные, грунт осыпается, и людей в траншеях могло просто завалить.

Многие строительные фирмы брались за эту работу, но бросали ее и убегали. Лишь одна опытная компания, которая строила железные дороги, предложила укреплять стены траншей металлическими шпунтами, которые заливали бетоном, а потом уже монтировалась труба, и туда смогли спускать бригады строителей. Так строился левый берег.

- Мы в акимате в то время радовались каждой мелочи. Мост построили - радовались, новый дом с приметной архитектурой возвели - ликовали, улицу заасфальтировали - тоже сияли, на ТЭЦ турбину взяли новую - вообще радости выше крыши! - говорит Есилов. - А что касается сегодняшних проблем города, то есть проблема трафика. Надо было еще в то время строить больше развязок на крупных транспортных узлах, просто денег не всегда хватало. Теперь строить эти развязки в два раза сложнее, потому что это уже обустроенные места. Сегодня надо быстрее возводить новые мосты, потому что существующие перегружены.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть