3489

Условия не были невозможными. Они были спартанскими

Фарит ГАЛИМОВ рассказал о передислокации госорганов из Алматы в Акмолу.

Условия не были невозможными. Они были спартанскими
Фарит ГАЛИМОВ.

Перебросить из Алматы в новую столицу целые ведомства со штатом, имуществом и архивами - не семью перевезти. Для этого указом первого президента в 1995 году была создана госкомиссия по передислокации высших и центральных госорганов с аппаратом из 30 человек. В 1996 году ее возглавил Фарит ГАЛИМОВ, который рассказал газете “Время”, как проходила эта грандиозная работа, с какими проблемами столкнулись чиновники-переселенцы на первом этапе.

- Это же не просто сели и поехали. Надо было, во-первых, окончательно определиться, куда и какие министерства переедут, и, главное при этом не потерять управление страной. Например, на первом этапе обсуждали, что Министерство промышленности поедет в Караганду или Павлодар, потому что так казалось лучше для управления. Ведь какая промышленность в Акмоле? Какие-то министерства надо было оставить в Алматы. Так оно в усеченном виде и получилось. Например, Министерство геологии и недропользования во главе с Серикбеком ДАУКЕЕВЫМ было передислоцировано в Кокшетау в здание бывшего горисполкома. В Кокшетау расположился и Казгидромет. В Алматы остались Нацбанк и хвосты министерств, их инфраструктурные объекты, - вспоминает Фарит Галимов.

- Потом нужно было определить, кто вообще будет переезжать. Все, начиная с шоферов и поваров? В зависимости от этого возникали затраты, а также количество офисов и квартир, которые надо готовить в новой столице. На чем остановились? Депутаты попали в гостиницы, сотрудники аппаратов госорганов получили по комнате в квартирах, кто-то жил в общежитии, часть людей сразу получили квартиры.

Что касается офисов, то президент разместился во временной резиденции (сейчас там музей первого президента), правительство сидело в акимате области, парламент - в здании бывшего Целингипрозема, и все остальные переехавшие устроились во временных зданиях, которые были подготовлены на скорую руку без архитектурных изысков. И как говорит мой собеседник, это тогда никого не интересовало.

- А что возмущаться? Те, кто не хотел, остались в Алматы, их же никто силком не тащил. Каждому центральному аппарату министерств установили квоту: сколько сотрудников переедет работать в новую столицу. Но если какой-то департамент министерства переезжал в Акмолу, а его начальник отказывался, тогда он уходил с этой должности, и дальнейшее трудо­устройство было его проблемой, так как не может быть один департамент в Акмоле и точно такой же в Алматы. Поэтому у всех был выбор: или остаться без работы, но в Алматы при квартире и друзьях, или переехать, но жить с определенными неудобствами и проблемами на первом этапе.

- Чем еще мотивировали чиновников для переезда в северную столицу? - спрашиваю я.

- Как чем? Работой! Тогда время было такое, с работой было непросто. И дефицита в желающих переехать не было, - отвечает Фарит Хабибрахманович. - Сказать, что в новой столице условия были невозможные, нельзя. Были спартанские условия. Но у переехавших была перспектива. И те, кто попал в список по квоте, в течение года-двух, максимум через три года получили постоянное жилье. И я вам скажу, что никто от переехавших чиновников не требовал сдать их квартиру в Алматы. В итоге здесь они получили вторую квартиру.

Кстати, квоты для каждого министерства устанавливались индивидуально. Администрации президента определили квоту в 40 процентов, правительству - тоже 40 процентов, аппарату парламента - 30. В среднем это было от 20 до 40 процентов от общего штата. Ведь какой смысл перевозить работников, которых можно было набрать и здесь, в Акмоле? К тому же, как рассказывает собеседник, переселенцу надо было заплатить подъемные (оплата проезда и провоза имущества), решить вопрос с жильем, а позже с детсадом и школой для его детей.

- А чиновникам давали время отдышаться после переезда или они уже на следующий день выходили на работу?

- Я не знаю, может, на следующий, может, через день, но там никто не давал отдышаться, - смеется наш рассказчик.

В конце 1997 года госкомиссия была распущена и ликвидирована, ведь основной чиновничий костяк переехал во временное жилье и офисы. И Фарит Галимов получил новую должность - он 5 лет работал первым заместителем акима Астаны. То есть, перебросив привыкших к алматинскому теплу госслужащих, ему нужно было в буквальном смысле отогревать их в северной столице.

- Проблемы были житейские. Во-первых, зимой в городе не хватало тепла, а летом не было горячей воды. В Акмоле до переноса столицы на лето отключали горячую воду и занимались ремонтом всего горячего водоснабжения. Ну и от того что люди переехали в Акмолу, здесь не добавилось ни тепла, ни электроэнергии. Требовались время и деньги. Выяснилось, что многие набирали горячую техническую воду из батарей, ею стирали, мыли полы. Но тогда все города имели дефицит тепла, везде царила разруха. Поэтому это не самое страшное, что могло произойти. Город не был приспособлен под нужды столицы. Здесь были своя администрация, больницы и школы для 200-тысячного населения, а тут появляется республиканская нагрузка. На тот момент все проблемы были безотлагательными, - рассказывает Галимов.

Подводя итоги масштабного переноса, Галимов отметил несколько пунктов.

Во-первых, переезд состоялся, несмотря на скепсис большинства людей. Это событие подтолкнуло экономику страны. По его словам, государство вложило в город лишь 20-25 процентов всех инвестированных в столицу средств, все остальное - деньги частных лиц и инвесторов из других государств, а это миллиарды долларов, и ясно, что это вклад в экономику. Кроме того, новая столица вдохновляла другие регионы, областные центры перенимали ее опыт.

- Теперь внутри красивой столичной оболочки должна появиться духовность. Это не делается каким-то указом, она должна сама созреть. Как говорили раньше, “для того чтобы стать интеллигентным человеком, надо окончить три университета. Ты должен их окончить, как твой папа и твой дедушка”. Так и здесь должно пройти два-три поколения. А пока в плане культурной столицы сегодня это больше Алматы, но пройдет время, и все неизбежно поменяется, - говорит собеседник.

Галимов вновь и вновь подчеркивает: перенос столицы - целиком и полностью идея Нурсултана Назарбаева. По его словам, сейчас появляются и другие “авторы”, убеждающие, что благодаря им произошло это событие. Как правило, это те, кто был противником задумки.

- Даже мне рассказывают, что, мол, он, такой-то и такой-то, принимал активное участие в переносе. Но я его там не видел. Но если они мне это говорят, то вам, журналистам, тем более такое расскажут. В 1994 году президент Нурсултан Назарбаев впервые озвучил идею переноса столицы в Акмолу. Это было как раз в день его рождения 6 июля на заседании Верховного совета. Предлагая и претворяя в жизнь свой план, он рисковал своим авторитетом. По сути, если бы перенос по ряду каких-то причин сыграл негативную роль для страны, то он был бы во всем виноват. Это ясно. И сама госкомиссия была, по сути, его личным штабом, которая продвигала все его идеи. Комиссия не подчинялась правительству, хотя моя должность значилась как “председатель госкомиссии - министр”, но я выходил напрямую на Назарбаева. Он сам собирал нас каждые две недели в Алматы либо здесь и между этим то одному позвонит, то другому поручит. И все вопросы, которые тормозились, сразу же сдвигались. Это было его ежедневной повесткой дня. Сегодня я поражаюсь целеустремленности нашего первого президента. Каким надо быть лидером, чтобы претворять в жизнь идею, в которую не верили!

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Из письма руководителю администрации президента О. АБДЫКАРИМОВУ “О проводимой работе по передислокации в 1997 году госорганов в Акмолу”.

“В текущем году подлежат передислокации в Акмолу 27 высших и центральных госорганов, в том числе 7 - в два этапа (1997-1998 годы), общей штатной численностью порядка 8,5 тысячи человек.

По предложению комиссии в целях обеспечения сохранности секретных документов и изделий при переезде госорганов правительством утверждено временное положение по обеспечению режима секретности при передислокации подразделений защиты информации.

Для повышения заинтересованности участия в застройке Акмолы указами президента всем организациям, участвующим в застройке новой столицы, предоставлены налоговые льготы. Также предоставляются льготы организациям при направлении ими части прибыли в республиканский внебюджетный фонд “Новая столица” и на строительство жилья в Акмоле.

Протоколом совещания у премьер-министра установлен норматив переезжающих сотрудников по силовым госорганам 50 процентов штатной численности, по остальным - 30.

По основному заказчику строительства жилья - управлению делами президента - по заключенным им контрактам в текущем году намечен ввод в эксплуатацию порядка 1500 квартир. Будет сдан в эксплуатацию жилой комплекс на 50 коттеджей турецкой фирмой “Финтрако”. В результате совместной работы комиссии с госорганами в 1997 году будет построено и выкуплено за счет изыскания из собственных средств около 700 квартир.

Обеспечение специальной связью. Агентством правительственной связи завершается разработка проектно-сметной документации по обеспечению передислоцируемых госорганов в Акмолу специальной связью (ВЧ, “кремлевка”). Пока не решен вопрос финансирования (7,01 млн долларов США).

Создание зеленого пояса. Лесопосадочные работы ведутся на северо-западном участке кольцевого лесозащитного пояса вокруг Акмолы. Исследовательские работы проводятся на северо-восточном участке упомянутого пояса, где намечается вспашка участка и посадка саженцев. На проведение работ на 1997 год предусмотрено 71,6 млн тенге, из которых 16 млн тенге уже выделено”.

Председатель комиссии Ф. Галимов, 2 июля 1997 г.

(архивный документ выставлен в Библиотеке первого президента)

Поделиться
Класснуть