Достоин? Не достоин?
Актюбинский госслужащий отдал почку нуждающемуся в трансплантации и из-за этого остался без премии
Эдуард ТАЖИГАЛИ в отдел экономики и бюджетного планирования Карауылкельдинского сельского округа пришел работать в августе 2013 года. По своим функциональным обязанностям он должен был “всячески оказывать содействие своевременному перечислению обязательных платежей в бюджет”. И с этим Эдуард Копбаевич, похоже, справлялся довольно успешно, раз за семь лет работы ни разу не схлопотал взысканий, а, напротив, исправно получал премии к праздникам.
Исключением стал День независимости в 2020 году. В то время, когда все коллеги Тажигали радовались дополнительной сумме на банковских карточках, он недосчитался 126 тысяч тенге. Именно на такую премию рассчитывал госслужащий, несмотря на то что до этого длительно отсутствовал на работе в связи с тем, что пожертвовал брату свою почку.
- Мой брат Альмурат долгие годы страдает от почечной недостаточности. В прошлом году его состояние ухудшилось, и я решил стать донором - отдать ему свою почку. Операция прошла в Нур-Султане. Сейчас, слава богу, все хорошо. Но в прошлом году было тревожно. И вместо того чтобы оказать мне моральную и материальную поддержку, акимат лишил меня премии, - говорит Эдуард Тажигали.
Сотрудник акимата сначала поинтересовался у коллег, в чем причина, но вразумительного ответа не получил. Тогда он обратился в департамент по делам госслужбы.
- Там назначили проверку, в итоге оснований, для того чтобы я оказался вне списка премированных, не нашли, - разводит руками Эдуард.
Но и после этого мужчине не выплатили премию. Дальнейшие разбирательства привели Тажигали и представителей Карауылкельдинского сельского округа в суд.
У ответчиков оказалась своя правда. Тажигали, сказали акиматчики в суде, в июле 2020-го был на больничном. В августе ушел в отпуск. Потом, в октябре и ноябре, опять был на больничном. Поэтому, мол, не в полной мере выполнил возложенные на него обязательства. Какая тут премия?!
Истец тем временем отмечает, что больничные оформлялись не просто так, а в связи с операцией по пересадке почки. Были обследования, затем операция, позже - восстановительный период.
Байганинский районный суд, где рассматривалось дело о премии, тщательно изучил все доводы и взвесил все за и против. Председательствующая судья Алия БИСЕНАЛИНА, к примеру, отметила, что госслужащий может не рассчитывать на премию, если имеет не снятое дисциплинарное взыскание, проработал на госслужбе меньше месяца или находится на испытательном сроке. Что касается Эдуарда Тажигали, то он в акимате работает более семи лет и на момент назначения премии не имел взысканий.
Не сыграло особой роли и письмо районного управления госдоходов об очень низкой активности по сбору налогов со стороны ответственных сотрудников Карауылкельдинского сельского округа. Да, Тажигали несет персональную ответственность за ненадлежащее исполнение порученной работы. Но после уведомления районных фискалов никто ведь его работу так и не проверил.
Да и сам аким Карауылкельдинского сельского округа Жумабек АБИТОВ, которому областной департамент по делам госслужбы после жалобы Тажигали объявил замечание, не обжаловал это дисциплинарное взыскание в суде.
В итоге судья пришла к выводу, что Эдуарду Тажигали полагается премия. К слову, истец помимо выплаты ему 126 тысяч тенге просил еще и компенсацию за моральный вред в размере 500 тысяч тенге, однако суд не удовлетворил эту часть просьбы.
Между прочим, дед Эдуарда Копбай ТАЖИГАЛИЕВ тоже судился когда-то с государством по поводу льгот и премий. Соответствующие органы, советские и казахстанские, не хотели признавать, что аксакал был на фронте во время Великой Отечественной войны (см. “Он сражался за родину!”, “Время” от 21.9.2015 г.). Тогда как Копбай-ата воевал, как говорится, от звонка до звонка. Президиумом Верховного Совета СССР в мае 1945 года ему была вручена медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”.
Но несмотря на это, Тажигалиев получал только пособие в качестве труженика тыла. А все потому, что во время отправки на фронт в военкомате его данные исковеркали, записав как Купай Татжигалиев.
- Дед тогда выиграл все суды, даже у военкомата. Но после этого прожил всего три месяца, ни льгот, ни других надбавок он так и не получил, - бросает напоследок Эдуард Тажигали.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Дархана МЕДЕТОВА, Актобе