4273

И один в поле воин

Кто спасет дикие тюльпаны казахстанских степей и гор от полного исчезновения?

И один  в поле воин

Некоторые соотечественники все еще грезят: Казахстан на тюльпанах должен зарабатывать, выводить новые сорта, родина этого растения здесь. Почему другие страны снискали славуи деньги на тюльпанах? Вот же оно, состояние, под ногами. Но ученый-ботаник Анна ИВАЩЕНКО, более полувека посвятившая изучению и сохранению растительного богатства страны, наш долг видит в другом.

- Нам селекцией в большом масштабе заниматься не нужно, - категорична Анна Андреевна. - Мы не догоним в этом ни Нидерланды, ни Турцию. Наша задача - сохранить этих самых дикарей. Это наш золотой фонд. Нигде в мире не встречается так много видов диких тюльпанов. Их всего на планете около 120, из которых 42 растут в Казахстане. В Красную книгу занесено 18 из них, а 12 - эндемики.

Служебная биография Анны Иващенко и судьба казах­станских тюльпанов корнями сплелись - не разорвать. Родилась на Украине, училась в Харькове. Любовь на всю жизнь случилась здесь, в заповеднике “Аксу-Джабаглы”, в 1964 году, когда своими глазами увидела алевшие от тысяч цветов склоны. Так встретились Анна и король тюльпанов, как называют тюльпан Грейга, самый крупноцветковый из наших дикорастущих и самый ценный в селекционном отношении. Лепестки его до 15 сантиметров длиной. Распустившись, цветок выглядит как пиала.

В шестьдесят с лишним лет Анна Иващенко все еще поднималась на перевалы, как и вся группа, верхом.

- Впервые он был описан в 1868 году с территории Казахстана, - поясняет Анна Андреевна. - В современной классификации более 200 сортов выведены из тюльпана Грейга. Например, сорта “Казахстан” и “Президент Назарбаев” были выведены нидерландскими селекционерами Яном РИТХАРДОМ и Рини ВАГМАНСОМ. К линии Грейга относятся сегодня многие сорта, от алых до черных, и будут появляться новые. Более светлые - от белых до оранжевых, с заостренными лепестками - относятся преимущественно к линии тюльпана Кауфмана. Они отличаются ранним цветением и обилием форм, способных размножаться луковицами. Изящно вошел в историю и тюльпан Шренка, попавший в османские сады и широко культивированный при Сулеймане Великолепном.

22 года проработала Анна Андреевна старшим научным сотрудником заповедника “Аксу-Джабаглы”, занимаясь изучением флоры. А потом, переехав с семьей в Алматы, трудилась в Институте ботаники Академии наук и в главном ботаническом саду. Выйдя в 1999 году на пенсию, стала заниматься проектами ПРООН. А позднее, в 2007-м, была приглашена на работу в Иле-Алатауский нацио­нальный парк. У нее более 300 опубликованных научных работ, около 30 авторских монографий. Вместе с фотографом Олегом БЕЛЯЛОВЫМ выпустила около десятка книг, в том числе “Тюльпаны и другие луковичные растения Казахстана” (2005) и “Казахстан - родина тюльпанов” (2019). А в 2018 году тандем представил документальный фильм о жизненных циклах дикого тюльпана, его истории и будущем.

Загадочный хрупкий цветок готов преподнести человеку еще немало сюрпризов. До сих пор ученые открывают его новые дикорастущие виды. Из недавних - тюльпан Леммерса и тюльпан Иващенко.

- Тюльпан нашел в Чулакских горах Владимир ЭПИКТЕТОВ с Олегом Беляловым в 2009 году. На первое его цветение попали в 2013-м. Ребята решили дать цветку мое имя. По аналогии с тюльпаном с именем советского ботаника Зинаиды БОЧАНЦЕВОЙ, - рассказывает ученый.

Три года назад Анна Андреевна предприняла еще одну попытку заслуженно отдохнуть. Но едва в весенней степи начинают распускаться первые цветы, дома ее не удержать - помогает молодым ученым в работе.

- Тюльпан уязвим своей же красотой, - отмечает Анна Андреевна. - Очень часто цветы просто бездумно срывают и выбрасывают. Но стоит помнить, что дикие тюльпаны размножаются именно семенами. А для того чтобы сеянец тюльпана в природе в первый раз зацвел, должно пройти от 10 до 17 лет! Вот и получается: если сорвал цветок, осиротил целую поляну.

Анна Андреевна высевала тюльпаны и в ботаническом саду Алматы. Как она говорит, в культуре тюльпаны зацветают раньше - уже на пятый год. Но и век их будет короток. Вольный же тюльпан живет, как человек, лет до 70 ярко цветет. А потом угасает.

Анна Иващенко с ребятами из юннатского кружка в Ботаническом саду Алматы.

- В Чу-Илийских горах растет редкий эндемик Казахстана - тюльпан Регеля, - рассказывает Анна Андреевна. - В ботанических садах его вырастить трудно. У меня цвел, но всего года три. Условия слишком шикарные. Ведь живет этот тюльпан-аскет на горных склонах. У нас в экспедиции в 90-х годах был случай. Идем по склону, делаем описание. Тюльпаны уже отцвели, между камней проглядывают только зеленые плоды - коробочки, где созревают семена. И тут проходит отара овец, они их и пооткусывали. Значит, и семян не будет, и луковица пострадает. Ведь тюльпану важно выдержать момент и вернуть по зеленому стеблю все соки назад, к луковице. По этой причине дикие тюльпаны срывать нельзя.

Действенный метод защиты, по словам Анны Иващенко, - ограничить выпас скота в период вегетации тюльпанов. Ведь с дикими животными тюльпаны научились соседствовать, им нипочем ни степной ветер, ни скудные осадки, ни летняя жара - луковица скрыта глубоко в земле. А вот на выпады человека тюльпану ответить нечем.

- Как сейчас помню учителя био­логии с группой школьников. В руках у каждого - охапки тюльпанов Грейга, - сокрушается ботаник. - На мое возмущение она парировала: “Ну он же луковичный, многолетний”. Или в 1975 году, когда была засуха, в заповеднике “Аксу-Джабаглы” был разрешен выпас скота. И люди с высшим образованием на полном серьезе доказывали мне, что вреда от этого растениям никакого. Одни плюсы в виде удобрений. Невозможно было объяснить им, что после выпаса появится много сорняков и нарушится естественный баланс в природе.

В противовес такому отношению Анна Иващенко всегда приводит в пример трепет и поклонение, с которыми относятся к нашей природе иностранные туристы. Первые маршруты популярных теперь тюльпановых туров в Казах­стане проложила именно она.

- Одна туристка, уже в годах, ехала со мной на лошади несколько часов. И потом рыдала на коленях, оглушенная красотой целого поля тюльпанов под синим ясным небом. К нам приезжали группы туристов из Англии, Японии, Германии, США, Прибалтики, - вспоминает она. - Ходили строго по тропинке и спрашивали разрешения, чтобы сорвать травинку, которая мешала им в кадре. Наша беда в том, что у нас всего много. Чего цветы беречь - на другой год снова вырастут…

В Казахстане редкие растения защищает статья 339 Уголовного кодекса. За незаконную добычу, сбыт, вывоз или уничтожение цветковых растений предусматриваются уголовная ответственность и штраф в размере 3000 МРП (около 7 953 000 тенге). А если сорвать цветок, придется оплатить административный штраф в размере 0,5 МРП - 1458,5 тенге. Но возле каждого тюльпана часового не поставишь. Наука предлагает бороться с масштабным уничтожением тюльпанов по-своему.

- Метод реинтродукции - возвращение дикорастущих видов в подходящее место обитания, - объясняет Анна Иващенко. - Тюльпаны можно будет подсевать. Но главное - сохранение их в природе. Хороший пример - заказник местного значения “Красная горка” в Туркестанской области. Здесь на площади в 17 гектаров с 1977 года сохраняется уникальная популяция тюльпана Грейга. Тюльпан должен стать таким же брендом Казахстана, как у японцев сакура. В каждом регионе страны есть свой уникальный дикорастущий вид. И каждый казахстанец должен знать и беречь тюльпан своей родины.

Юлия ЗЕНГ, фото из архива Анны ИВАЩЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть