2789

Жизнь на ощупь

Житель Тараза Мамасадик ИШАНКУЛОВ два года назад получил производственную травму. В результате полностью лишился зрения. А призвать к ответственности работодателя не может ввиду того, что до сих пор нет заключения экспертов, определяющего степень тяжести полученной травмы.

Жизнь на ощупь
Мамасадик и Мовжуды ИШАНКУЛОВЫ.

Мамасадик Ишанкулов с женой Мовжуды живут скромно. Оба пенсионеры. Глава семейства подрабатывал. В июне 2019 года его приняли на сезонные работы в ТОО “СМП-306” машинистом бульдозера. Об этом имеется выписка из приказа №22 от 18.06.2019 года. После ознакомления с функциональными обязанностями он был направлен в командировку в Кербулакский район Алматинской области. Работа была разная - засыпка канала, планировка участков.

- 27 июня примерно в 7 часов мы выехали на работу на участок автодороги Алматы - Оскемен. Ближе к 7.30 я обнаружил поломку бульдозера - гусеница соскочила с ролика, бульдозер был не на ходу. Из руководства на объекте был прораб Алеке, которому я сказал об этом. Чтобы вставить гусеницу на место, нужен был автокран. Но для того чтобы он смог заехать, нужно было произвести планировку и выровнять место, - вспоминает Ишанкулов.

По его словам, ремонтом техники занимался главный механик товарищества Сергей ТИМИЛИДИ. Но в тот день он уехал по делам в Тараз. Прораб не знал, как ремонтировать бульдозер, из-за чего сильно злился. Дав команду Ишанкулову: делай что можешь, выехал в стан.

- Именно на той марке бульдозера я работал впервые, но примерно знал, что нужно делать. Приступив к ремонту, хотел ослабить штуцер. Если его полностью открутить, оттуда может выстрелить масло. Поэтому это место мы накрывали тряпками. Я решил проверить, крепко ли он закручен, и попробовал открутить. В этот момент щтуцер выскочил, и смазка под давлением плеснула мне в лицо. От боли я стал кричать. На помощь подоспели другие рабочие, которые доставили меня в медпункт, - вспоминает Мамасадик Ишанкулов.

Сегодня его официальным представителем является дочь Наргиза ИШАНКУЛОВА. Она рассказала нам о том, как развивались события после случившегося. По ее словам, в талдыкорганскую больницу отца отправили на рабочей машине и оставили там.

Дочь Наргиза.

- В это время я находилась в Таразе. Мне сообщили, что папа во время работы получил ожог лица. Вечером того же дня я выехала в Талдыкорган вместе с их механиком, который был в Таразе. Первое, что я услышала от папы, прибыв в больницу: “Да этот Алеке все время орал”, - говорит Нар­гиза. - У папы вся одежда была в крови. Один глаз у него весь вытек сразу, второй частично. Ему вычистили один глаз, выкачали солидол, сколько могли...

Женщина также рассказала, что работодатели потом почему-то решили скрыть факт отсутствия механика на участке, стали говорить, что он отлучился на 20 минут. Но Наргиза приехала вместе с ним из Тараза после случившегося. И это факт!

- Там даже была версия, что папа сам туда полез, не дождавшись отлучившегося на 20 минут механика, и сам виноват в случившемся. Но в тот момент нам было важно спасти отца. После того как его состояние стабилизировалось, мы повезли его в институт доктора Коновалова. Но, к сожалению, там нам сказали, что спасти второй глаз не смогут и его тоже нужно удалять. Остатки солидола вызвали аллергическую реакцию. У папы опухло полголовы. После этой операции мы вернулись в Тараз, - вздыхает дочь пострадавшего.

После этого Наргизу приглашали на переговоры в ТОО “СМП-306”, предлагали решить все мирным путем. Зрение Мамасадика Ишанкулова, обреченного оставшую жизнь жить на ощупь, руководство товарищества оценило в миллион тенге. По словам дочери, ей также намекнули, что по суду они и этого могут не получить. Мол, Ишанкулов сам виноват. К слову, директор ТОО “СМП-306” Анатолий КОНЫШЕВ за два года ни разу не навестил пострадавшего работника.

- Наш папа остался инвалидом на всю жизнь. Я попросила оказать ему соразмерную этому помощь. Нужна реабилитация. В ответ надо мной просто посмеялись. Мне также не сразу выдали акт формы Н-1, который составляется при несчастных случаях на производстве. Согласно этому документу мой отец считается виновным. А составляет такой документ сам работодатель, - возмущается Ишанкулова.

о факту случившегося Кербулакским районным отделом полиции Алматинской области в 2019 году было заведено уголовное дело. Но его закрыли, даже не уведомив потерпевших. Хотя следователю Магжану РАХМЕТУЛАЕВУ Наргиза звонила неоднократно. Но он просто заблокировал ее номер телефона. Нам удалось до него дозвониться, но следователь посоветовал обратиться в пресс-службу департамента полиции Алматинской области. Там нам сообщили:

“Данный факт зарегистрирован в ЕРДР отдела полиции Кербулакского района ДП Алматинской области, проводится досудебное расследование по части 2 статьи 156 Уголовного кодекса “нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью”. Уголовное дело находится в производстве следственного отдела Кербулакского РОП, проводятся необходимые следственные действия. Кроме того, по делу назначена судебно-медицинская экспертиза. Заключение в настоящее время не готово”.

Адвокат Ишанкулова Виталий ОБВИНЦЕВ пояснил, что дело возобновили лишь в этом году и только после того, как потерпевший обратился в прокуратуру и департамент полиции Алматинской области.

- Мы все еще не можем получить заключение экспертизы, которая определит степень тяжести полученной травмы. Она еще не определена в уголовном деле. Будет ли после этого следователь передавать дело в суд, мы не знаем. Но будем обращаться в суд в гражданском порядке о взыскании морального вреда, - отмечает Обвинцев.

Ну и, конечно же, мы обратились в само ТОО “СМП-306”.

- Пока он лечился, мы ему всю необходимую помощь оказывали. Мы оплатили больничные, когда он лечился в Талдыкоргане, Алматы, Таразе. И за лечение платили, и просто деньгами помогали. Оплачивали проживание дочери в Талдыкоргане. Она сама с нами рассорилась, поставив невыполнимые условия. Мы предлагали ремонт жилья пострадавшего произвести или выплатить определенную сумму денег. Но дочь поставила ультиматум - покупайте квартиру! У нас такой возможности нет. Все, что положено было выполнить в рамках закона, мы выполнили, - оправдывается главный инженер ТОО “СМП-306” Виталий ПАК.

Страховая компания, сотрудничающая с товариществом, тоже отказала в помощи ввиду того, что Ишанкулов пенсионер. Мамасадик и Мовжуда Ишанкуловы живут в общежитии. Пенсию получают небольшую. Основная ее часть уходит на лечение. Пожилые люди очень устали от происходящего. Устали получать отписки из всех инстанций, в которые они обращались. Пенсионеры надеются, что руководство департамента полиции Алматинской области возьмет дело на контроль и доведет его до логического конца.

Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото из архива семьи ИШАНКУЛОВЫХ, Тараз

Поделиться
Класснуть