6174

Айман МУСАХОДЖАЕВА: Сейчас какой-то взрыв новых звёзд происходит!

О том, как музыканты выживали в трудные постперестроечные годы и как удалось из небольшого провинциального музыкального колледжа создать в новой столице лучший вуз, готовящий людей искусства в Казахстане, выдающаяся скрипачка рассказала нам в эксклюзивном интервью между репетицией и концертом.

Айман МУСАХОДЖАЕВА: Сейчас какой-то взрыв  новых звёзд происходит!
Айман МУСАХОДЖАЕВА, ректор Казахского национального университета искусств:

- В 1990-х годах нужно было искать себе применение в чем-то и где-то. Тогда культуре совсем мало уделялось внимания: заводы стояли, рабочие не получали зарплату, кто-то работал на базаре, - вспоминает Айман Мусаходжаева. - Конечно, нам, музыкантам, было сложно ориентироваться. Мы с моими коллегами, которые сейчас в оркестре “Академия солистов”, приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, где получили достойное образование, и хотели продолжать концертировать, как делали это в России. В 1991 году мы начали собирать наш коллектив - камерный оркестр. Он тогда существовал как частный. Мы ездили на Карметкомбинат, Жезказганцветмет, выступали на фабриках и заводах.

В то время я обратилась к министру культуры Еркегали РАХМАДИЕВУ и попросила, чтобы государство нас поддержало. А он сказал: “Покажите, на что вы способны. Если будете достойно представлять себя, будете развиваться и займете достойное место в культуре, тогда, возможно, вам и дадут звание государственного”. Через два года мы стали государственным камерным оркестром “Академия солистов” и выезжали в 1994-1995 годах на гастроли в Америку, Австрию, Германию, Францию.

В 1997-м у меня был отчетный концерт во Дворце Республики, и я пригласила нашего президента Нурсултана Абишевича НАЗАРБАЕВА с супругой и дочерьми, членов правительства. Попутно организовала небольшой фестиваль, пригласила своих коллег: Богодара КОТОРОВИЧА, народного артиста Украины, Эдуарда ГРАЧА, народного артиста России. С Игорем ГАВРЫШЕМ, виолончелистом, народным артистом России, мы играли двойной концерт Брамса, - говорит Мусаходжаева.

Айман Кожабековна рассказала, что после выступления Нурсултан Назарбаев похвалил и концерт, и оркестр. Стал интересоваться свежими идеями по развитию культуры и искусства: мол, за границей побывала, много видела. Она поделилась, что везде, где выступает, любит давать мастер-курсы, ей нравится передавать знания молодому поколению и было бы здорово в Алматы открыть учреждение международного класса, где можно работать с молодыми талантливыми музыкантами и готовить их для большой сцены.

- Президент говорит: это хорошая идея, но реализовать ее нужно не в Алматы, а в новой столице. На тот момент никто и не знал об этом - 1997 год, март. Но уже в декабре в Астану потянулись эшелоны. Я думала, что все уедут, а я так и останусь со своей идеей одна. Но, к счастью, обо мне вспомнили, - продолжает Айман. - Тогда руководителем администрации президента был Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ. Он позвонил и сказал, что моя идея поддержана и надо приехать для создания учреждения. “Вы должны встретиться с акимом Астаны Адильбеком ДЖАКСЫБЕКОВЫМ, все обсудить и начинать работать”. Я, помню, приехала 4 января и так замерзла! Выхожу из аэропорта, на улице кошмарная метель, а я в шубе, шляпе (в Алматы всегда в шляпе и здесь до сих пор хожу так, не меняю традиций). Приезжаю на площадь, где был тогда Дом правительства, там акимат сейчас. Выхожу из машины, и мою шляпу - раз! - и уносит. Я говорю: какой интересный город, здесь ветры дуют со всех сторон. Но мне не привыкать, я училась в Москве, 10 лет там прожила и очень любила бегать по набережной, в парках - жила в общежитии и начинала утро с пробежки. Но там ветер дул в одну сторону, а здесь - во все!

По словам артистки, аким идею поддержал и предложил два здания существующего музыкального училища и школы на улице Тимирязева объединить в одно учебное заведение.

- Я посмотрела училище. Оно, конечно, существовало, но было плохо с финансированием, - поясняет Айман. - А здание школы - и вовсе бывшее профтехучилище, никак не оборудовано под музыкальные классы. Аким сказал: “Нужно взять тех, кто здесь работает, и пригласить профессионалов, которых вы хотите, и создать высшую ступень - академию”.

Айман Кожабековна с единомышленниками организовала в столице пятиступенчатую систему музыкального образования, чего раньше в Казахстане не было, чтобы самые одаренные ученики, начиная со средней специальной музыкальной школы, могли продолжить обучение в колледже, бакалавриате, магистратуре, докторантуре.

- Это все было в 1998-1999 годах. Помню, наши учителя получали зарплату по 3000 тенге, - говорит Айман Кожабековна.

Помимо бюрократических процедур на плечи артистки и ее коллег легла главная забота - набрать учеников для нового заведения.

- Мы разделились на бригады и ездили по всем областям Казахстана, отбирали талант­ливых детей в школу, а также объявили набор в колледж и на первый курс академии. При этом у нас было только одно общежитие - интернат колледжа. Там жили и педагоги, и руководство вместе с детьми, - рассказывает Мусаходжаева.

В то голодное время коллектив педагогов буквально откармливал детей, многие из которых приехали в столицу из аулов. В одном из интервью сестра Айман Раиса Кожабековна рассказывала, что ученики страдали от анемии, а у их родителей не было денег на нормальную еду, не то что на билет детям до Астаны. Приходилось брать все в свои руки.

- Мой первый проректор Игорь Борисович ЛЕБЕДЕВ, так как у нас не было нормального финансирования, покупал для интерната картошку на базаре, привозил поварам, говоря: “Наших детей надо кормить”. Мы с Раисой ездили на местные дачи, собирали мешками ранетки и тоже давали в интернате детям. Мы ведь организовались 31 марта 1998 года, а рес­публиканское финансирование начиналось только с 1 января следующего года. Нужно было выживать, - говорит Айман.

Воспитанная в интеллигентной семье Айман Кожабековна тем не менее никогда не боялась бытовых трудностей, никакой работы.

- Потому что мы с сестрами сами росли в интернате, так как мама с папой были очень заняты работой, - продолжает она. - В интернате у нас был суровый график: в шесть утра вставали, делали зарядку, завтракали и в девять часов шли в школу. После школы обедали, отдыхали, занимались самоподготовкой. Нас готовили к самостоятельной жизни.

- Так же и вы своих юных учеников сейчас воспитываете…

- Да. Кстати, эта система образования и в Англии есть. У них, правда, применяются розги (смеется). У нас, наоборот, у детей пятиразовое питание, как у олимпийского резерва, интернат на 300 человек, репетиторы с каждым занимаются. Мы же воспитываем элиту, должны все вложить, чтобы дети выросли высококультурными, образованными людьми.

- Расскажите, как вам удалось организовать в городе органный зал. Это ведь недешевый проект.

- В то время министром финансов был Александр ПАВЛОВ. Он идею поддержал, но объяснил, что орган надо пробивать через парламент. И я пошла к депутатам, сказала, что Астана должна соответствовать статусу мировой столицы, а у нас нет даже большого концертного зала. Но орган нужен. Они были против, потому что не хватало средств для приобретения сенокосилок. Но тогда выступила Фариза ОНГАРСЫНОВА: “Казахи, вы хотите дальше жить в юртах? Вы же пересели на “мерседесы” и живете в шикарных квартирах, значит, и столица должна соответствовать, поэтому нужно купить орган”. Она сказала, что даже во время войны мы создавали консерваторию и приобретали инструменты - все, что необходимо для образования наших детей. И я благодарна депутатам, что они согласились.

Сейчас главная alma mater страны для тысяч творческих ребят, созданная Айман Мусаходжаевой, называется Казахский национальный университет искусств. Здесь готовят кадры не только для музыкальных коллективов, но и для кинопроизводства, театрального, художественного искусства. Многие выпускники КазНУИ стали знаменитыми во всем мире.

- Сейчас какой-то взрыв новых звезд происходит! Сундет БАЙГОЖИН, Айзада КАПОНОВА, Айгуль НИЯЗОВА, очень много наших эстрадных артистов - Димаш КУДАЙБЕРГЕН, братья ЖУГУНУСОВЫ, Максим ЕРЖАН - все у нас обучались и обучаются, - гордится своими воспитанниками Айман Мусаходжаева. - Я думаю, наш университет можно смело назвать университетом звезд. Многие выпускники стали управленцами в акиматах, возглавляют музыкальные колледжи, создают культурные центры в Европе. За 30 лет независимости мы достигли и в образовании, и в культуре больших вершин. И то, что у нас есть университет, который готовит такие кадры, - это большая победа для Казахстана.

Денис КУРГАННИКОВ, фото Сергея ПЕТРОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть