3334

Папа Карло для Барби

Необычное хобби Виктора ПОЧЕБЫТА удивляет даже его друзей: взрослый мужик, а играет в куклы!

Папа Карло  для Барби

Виктору 40 лет. Состоявшийся, самостоятельный мужчина, работает мужским парикмахером. Но если заглянуть в его квартиру, то можно подумать, что это магазин игрушек. Все дело в любви к коллекционированию и реставрации кукол Барби. Сегодня в его коллекции больше 200 экземпляров. Барби и Кены заняли все полки и тумбочки в комнате, и это большое семейство продолжает пополняться.

Блондинки и брюнетки

Коллекция началась с воспоминаний о 90-х годах, когда невиданные американские игрушки только-только появились у нас.

- Мне захотелось поставить у себя на полочку Барби из 90-х. Искал в интернете, и в результате она у меня появилась, - рассказывает коллекционер. - Это была мулатка Кристи. Игровая кукла в скромном синеньком платье. А я ей, видишь, сделал настоящий бразильский карнавальный костюм. Но это, правда, позже. Так вот, тогда я думал, возьму еще блондинку, а в результате через полгода у меня их было около ста. Потом я начал искать Синди. Помнишь, они в 90-х с Барби были конкурентками?

- А-а, Синди брюнеткой была.

- Не только. Синди тоже блондинка, просто Барби выпустила в США фирма “Маттел”, а Синди - в Великобритании “Хасбро”. Они не выдержали с американцами конкуренции, и их сняли с производства. Но у меня несколько Синди тоже есть. Если присмотришься, увидишь: они разные. У Синди покатый лоб, более кукольное лицо, глаза больше. Кстати, у Барби есть сестра Скиппер, у нее лицо очень похоже на лицо Синди. Говорят, “Хасбро” с нее и скопировали.

Другое лицо

Виктор рассказал, что его хобби не столько коллекционирование Барби, сколько их преображение. Более трети его коллекции занимают отреставрированные старые куклы. Это были когда-то сломанные, лысые, со стертым лицом, брошенные детьми, которые, попадая разными способами к Виктору (что-то нашел, что-то подарили, что-то купил), превращаются в эксклюзивные модели.

- Это называется ООАК - реставрация, переделка заводских кукол: начиная от лица, макияжа и заканчивая перепрошивкой прически, костюмов и аксессуаров (от англ. (ООАК) one of a kind - “единственная в своем роде”. - Д. К.). Первая моя переделанная Барби - Джессика Рэббит из фильма “Кто подставил Кролика Роджера?”. Она, конечно, сыровата, но для первого раза неплохо.

- У тебя все куклы современные?

- Нет, конечно. У меня есть куклы 1968 года - жених и невеста. Я их тоже перепрошил - прически, костюмы. Вот на этой полочке - только винтаж - конец 60-х - 70-е годы. У этих кукол своеобразный шарм, своя история, ведь они когда-то кому-то принадлежали. С ними ты реально возвращаешься в прошлый век. Обожаю их.

- А в чем отличие кукол разных десятилетий?

- Если брать классических Барби из 90-х, у них руки и ноги гнутся, но механизм внутри, а после 2000-х пошли куклы шарнирные. Мне они меньше винтажных нравятся, хотя многие собирают из-за того, что их можно поставить в разные позы, фотографировать. Если говорить о лицах, то отличие есть не только у Барби других десятилетий, но и разных стран одной эпохи. Вот смотри, две куклы 1978 года. Эта немецкая считается редкой в отличие от американской. У нее лицо более мелкое и пластмассовое, зато ручная рисовка. В 1970-х лица рисовали вручную, и такие куклы были в ограниченном количестве.

А это классические Кен и Барби 1969 года. Сегодняшние лица у кукол другие. Впрочем, как и у людей.

- А это что за улыбающаяся кукла?

- Об этой кукле я вообще ничего не знал, она такая страшненькая, я назвал ее Зубастик. Загуглил, и оказалось, что это Барби 1976 года в образе американской кантри-певицы и актрисы 70-х годов Мари Осмонд.

- То есть у тебя есть еще и знаменитости?

- Конечно. У меня есть желание создать целую полочку звезд. Вот недавно пришли мне три оставшиеся солистки Spice Girls, из которых самая редкая Джерри Холлиуэлл. До этого были Мэл Би и Мэл Си, потом появилась Виктория Бекхэм. Но я думаю их перепрошить: лица сделать более похожими на оригинал. Вот и Фредди Меркьюри родился сам собой. Я подрисовал немного глаза, сделал усики, потом сшил костюм. Теперь хочу свою любимую Светлану Лободу. Ее кукла, кстати, уже продается. Еще у меня была Мэрилин Монро, и я делал ее реставрацию. Но реставрация, кстати, не всегда бывает удачной. Некоторых своих кукол я, как маленький ребенок, тоже могу убить.

Всегда в тренде

По словам Виктора, сейчас начали производить бодипозитивные куклы: Барби маленького роста, худышек, толстушек, в общем, нестандартных. Есть у него пухленькие бразильянки и даже Барби в инвалидном кресле. Кенов коснулась та же история. Виктор показывает плотного парня, дохляка, классического со спортивной фигурой и спортивного, но стройного.

Кстати, в коллекции Виктора 35 Кенов, и ни одного похожего. Он собственноручно сделал викинга в шкурах, рокера в кожаных штанах и куртке, нестандартного военного с черно-белым ирокезом, серфера и других. Виктор признается, что шить умеет с детства: его мама всегда шила, а он наблюдал и научился.

- А ты как себе объясняешь такую внезапно проснувшуюся любовь к куклам?

- Она вовсе не внезапная. Я уже собирал Барби, когда мне было лет 12-13, их у меня было 27, даже Элвис Пресли. И как ни удивительно, я с ними не играл. Я уже тогда их перепрошивал, переодевал, шил новую одежду, то есть, по сути, и был ооакером. Ко мне выстраивалась очередь из девчонок, которые заказывали костюмы для своих Барби, Синди. Я снимал мерки, одевал по индивидуальному дизайну. Потом в 17-18 лет я подарил всех своих кукол трехлетней девочке. Сейчас они представляют очень большую ценность, некоторых практически не достать.

- А как ты их тогда доставал?

- Мама покупала. Она думала, что из меня вырастет Юдашкин или Зайцев.

- Но тем не менее ты продолжал шить и для взрослых?

- Да, когда у меня с сестрой в Алматы был шоу-дуэт “Мурзилки.кз”, мы сами шили себе костюмы для пародий. Так мы работали 12 лет и, естественно, каждый год обновляли костюмы. Из остатков материала, фурнитуры и бижутерии сегодня шью для своих кукол костюмы.

- Какая у тебя самая дорогая кукла?

- Если для сердца, то, конечно, жених с невестой 1968 года. А если по цене, то вот эта - за 20 тысяч тенге. Дороже суммы я не брал и не хочу, если честно. Эта оригинальная рождественская мулатка 1995 года шла в коробке. Кстати, многие коллекционеры предпочитают не доставать кукол из коробок. А я считаю, что кукла оживает, только когда ее достаешь из коробки.

- Кто-то из твоих друзей, близких знает о твоем увлечении?

- Я не распространяюсь особо, но у тех, кто попадал ко мне домой, почему-то сначала шок: 40-летний мужик собирает кукол… Но следующая реакция: “красиво!” и “классно!”. И все стараются ближе рассмотреть, пощупать. Поэтому вначале я даже стеснялся. А потом у меня с единомышленниками из разных казахстанских городов образовалась группа в Телеграме. И стеснение совсем прошло. Хотя даже некоторые девушки прячут свое увлечение куклами.

- У тебя есть какая-то мечта, например приобрести особенную редкую Барби?

- У меня мечта на­учиться рисовать на куклах как крутые ооакеры, которые стандартные кукольные лица превращают в портреты звезд.

Денис КУРГАННИКОВ, фото Сергея ПЕТРОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть