2060

Скучаю по тетрадям и красной пасте

Как работается преподавателям при дистанционном обучении, рассказала и показала нам Любовь КИРПИЧЕНКО

Скучаю по тетрадям  и красной пасте

Любовь Николаевна - учитель начальных классов. Педагогический стаж у нее 27 лет, и все эти годы она трудится в алматинской школе №50. Но даже при ее опыте онлайн-обучение оказалось непростой задачей, когда пришлось полностью перекроить образ жизни.

6.30. Пиликает сигнал будильника. Первый час нового дня отдан домочадцам: накормить завтраком семью, проводить мужа на работу, усадить сына-шестиклассника за дополнительные занятия. Сегодня Любовь Николаевна должна поехать в школу, чтобы составить списки учащихся, которым нужны новые карты с интернетом. Все подот­четно - учитель запишет не только фамилии учеников, но и номера этих самых сим-карт.

8.00. Начинаются онлайн-уроки у первой смены. Перед этим Любовь Николаевна отправляет ссылки-приглашения на уроки-конференции и маршрутные листы с заданиями тем, кто онлайн-уроки не посещает. На связи четвертый класс. Едва установилось соединение, ребята замечают, что учитель работает не из дома, как обычно. Любовь Николаевна берет в руки свой ноутбук и поворачивает его из стороны в сторону, показывая ребятам, что все в классе на своих местах: доска, парты, рисунки и елочки, которые они сделали вместе почти два года назад…

Первый урок - математика. Любовь Николаевна объясняет новую тему, и тут же дети отрабатывают ее - решают задачи. Если закрыть глаза, то как будто и не изменилось ничего - звонкие голоса выдают свои версии, сколько километров поля объехал фермер. Только в кабинете учитель одна. Все ребята там, в замониторье.

Каждый ZOOM-урок длится около тридцати минут. Учитель сетует, что этого мало. Тем более на дистанционке.

Дети начинают скидывать уже готовые работы, их нужно быстро проверить и оценить.

- Ребята переживают, если их старания не замечают, - поясняет Любовь Николаевна. - Детям в младших классах очень трудно на дистанционном обучении. Но некоторым ученикам, особенно тихим, стеснительным, этот опыт, напротив, пошел на пользу. Хочу отметить свою ученицу Сонечку, у нее определенно повысилась успеваемость, ребенок старается.

9.50. Звенит настоящий школьный звонок! Непривычно звучит он в пустых коридорах. Теперь перемены большие - двадцать минут. Это новшество ввели с возвращением в школу учеников 9-х и 11-х классов. Их мало. Большинство предпочли продолжить онлайн-обучение.

- Родители боятся, - комментирует Любовь Николаевна, пока ученики собираются у монитора. - А я бы с удовольствием отправила своего сына в школу. Не могу видеть, как он теряет интерес к учебе, ленится.

Педагог показывает мне сообщение от родителей своего ученика. Пишут, что едут от врача. Зрение у ребенка испортилось. Пользоваться смартфоном теперь нельзя. Нужно искать выход, как по-другому организовать учебный процесс. И таких сообщений, к сожалению, много.

У нас урок литературы.

- Ребята, вы знаете, кто такой ямщик? - спрашивает Любовь Николаевна.

- Тот, кто ямы копает, людей хоронит, - на полном серьезе отвечают школьники.

Приходится объяснять суть этой давно исчезнувшей профессии.

Мы еще не отошли от ямщика-копателя, как учитель показывает еще одну работу: дотошный Сергунька в изложении четвероклассника стал “доношенным”.

Ребята читают по цепочке.

- Безусловно, ZOOM не входит в число платформ, использовать которые можно бесплатно. Родители часто ругаются, что весь трафик съедает эта программа, - скажет нам позже Любовь Николаевна. - Но здесь со мной работает весь класс, а не группа в несколько человек, как, к примеру, на платформе “Сфера”.

10.20. Класс уходит на перемену. После этого у них урок физкультуры. Любовь Николаевна просит детей не прогуливать эти занятия - сделать разминку, выйти подышать свежим воздухом. Сама тоже поднимается и делает гимнастические упражнения. Иначе к концу дня напомнят болью о себе поясница и шея.

- Я стараюсь проводить все свои уроки по расписанию и в онлайн-формате, это дисциплинирует, - рассказывает наша собеседница. - В то время как у моих ребят музыка, физкультура или языки, у меня - окно. Если я работаю из дома, готовлю обед и ужин для семьи. Если аврал и времени нет, спасет дежурный борщ, который на другой день только вкуснее.

К счастью, домочадцы педагогов - люди, привыкшие жить в условиях, максимально приближенных к боевым, и всегда готовы помочь.

Любовь Николаевна заглядывает в онлайн-мектеп. В WhatsApp-чат с учителем летят отчеты детей о выполненной в этой программе работе. Заданием было засечь время на чтении и подсчитать, сколько слов в минуту читает каждый ученик. Не сдержались ученики: судя по их отчетам, строчат как из пулемета. Рекорд лукавства - 178 слов в минуту.

- Но я же знаю способности каждого своего ученика, - улыбается педагог. - На конец года в четвертом классе ученик должен читать около ста слов в минуту. Призвала на помощь родителей, и некоторые ребята признались, что попытались меня обмануть. В этом году нам вернули возможность еже­дневно выставлять оценки. Это показывает, как работает ученик, стимулирует ребят. Как учителя начальных классов, онлайн-мектеп меня устраивает наличием готовых видеоуроков. Хотя иногда и ревность одолевает, ведь мои дети в этот момент смотрят на другого учителя. Но я понимаю, что там более наглядно и доступно представлен материал. Такого я через монитор добиться не смогу. Но иногда родители учеников просят меня снимать видео самой. Так и приходилось выкручиваться - одной рукой выводишь примеры на доске, другой снимаешь на мобильный.

11.30. На четвертом уроке учеников уже больше, чем было с утра. Прогульщики из обычной школы перебрались и в дистанционную. И здесь их прикрывают… родители. “Нет интернета, свет отключили”, - оправдываются они перед учителем, в то время как чадо сладко спит. Но есть и ответственные родители.

- Звонит мама Тамерлана, - комментирует Любовь Николаевна, прервавшись на телефонный звонок. - У них в семье родился седьмой ребенок. Мама сейчас в роддоме. А мальчик поменял пароль на телефоне, и без помощи специалиста связь не восстановить. Он пропустит онлайн-уроки.

Учителя часто входят в положение и позволяют отправлять выполненные работы до вечера. Такого понятия, как личное время учителя, сейчас будто не существует. Работы могут скинуть и к полуночи, а оценки за них должны стоять уже утром следующего дня.

- Стараешься писать подробные рекомендации, что необходимо подтянуть. Но нет привычного удовлетворения от работы, ведь каждую ошибку через экран телефона не исправить, и указать на нее ребенку трудно. Весной прошлого года я буквально не выпускала телефон из рук. Посадила зрение капитально. Поверите, что я безумно скучаю по тетрадям, по красной пасте? - смеется Любовь Николаевна.

Новое сообщение как новый вызов. Пишет мама отличницы: “Элана не хочет учиться, хотя тему понимает. Но заниматься не усадишь. А еще обманывает, присылая чужие работы. Сидеть рядом с ней нет возможности. А других членов семьи она авторитетом не считает”. Такие сообщения сегодня для учителя не редкость. За каждым - маленький человек, оказавшийся в непростых условиях. Пока решено призвать на помощь школьного психолога и вместе привлечь ребенка к общественной работе.

- Теперь она будет помогать мне отмечать детей, присутствующих на уроке, - рассказывает учитель.

14.00. После обеда Любовь Николаевну ждет вторая смена и еще один четвертый класс. Уроки проходят в том же формате. В этом классе самые старательные ученики… родители. Нередко они пытаются сдать работы за своих детей.

- Кому-то жаль уставшего ученика, другим легче самому написать задание. При обычном очном обучении такого быть, конечно, не могло, - рассказывает наша собеседница.

Любовь Николаевна показывает нам фото работы, написанной явно не четвероклассником. Почерк ровный, поставленный. Завязывается переписка с мамой мальчика. “Работа выполнена почти идеально. Но делал ее не Кирилл”, - пишет учитель. Мама на работе и все отрицает. Но, увидев фото тетради сына, признается, что на помощь внуку приходит бабушка.

18.30. Занятия закончились, мы тоже собираемся по домам. А в семьях учеников вернувшиеся с работы родители садятся с детьми за уроки. Приходит сообщение от мамы Томирис. Она в претензии, что ее ребенок получил единицу в “Кунделике” по естествознанию. Но в сообщении столько ошибок! Любовь Николаевна сразу раскусила, что от имени мамы пишет сама ученица, но решила подыграть предприимчивой девочке:

- Отвечаю ей, что работа не была сдана ни в положенный день, ни на следующий и задания в онлайн-мектеп не выполнены. А вечером придется поговорить с мамой Томирис. Ее дочка любит схитрить - прислать фото чужих работ.

Мы прощаемся, и Кирпиченко спешит домой. Семья в ожидании ужина, задания - проверки. Отбой не раньше часа ночи. Но к этому она уже привыкла. Печалит другое.

- Качество образования все же падает. И результаты этого мы увидим в самом ближайшем будущем. Морально мы уже готовы нагонять упущенное, когда вернемся в школы, - говорит педагог.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть