1998

Алихан КУШЕРБАЕВ, студент: За год я избавил город от тонны углекислого газа!

18-летний Алихан из тех миллениалов, которые озабочены экологической ситуацией, подсчитывают свой углеродный след, выступают против автомобилей и стремятся к осознанному потреблению. Если бы он, как Грета ТУНБЕРГ, жил в Европе, тамошние власти, наверное, с трепетом внимали бы каждому его слову, а пока в родном Петропавловске на идеи юного урбаниста смотрят как на чудачества.

Алихан КУШЕРБАЕВ, студент: За год я избавил город  от тонны углекислого газа!

Алихан признается: еще с детства ощущал, что город неудобен для него. Ему приходилось далеко идти на остановку, не всегда мог уехать на троллейбусе. В школе он начал интересоваться урбанистикой и понимать, как устроены современные города, каким должно быть городское хозяйство с точки зрения современной науки.

Год назад Алихан Кушербаев, участвуя в конкурсе проектов Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, выиграл поездку в Кельн и выступил на саммите городов, дружественных к ребенку.

Тогда он и решил сделать свой родной город лучшим и максимально комфортным для всех. Он даже написал свою книгу-инструкцию “5 шагов, как изменить Петропавловск и любой город Казахстана”, соавтором которой стал его друг Кайрат ЖАГЛАСБАЙ. Молодые экоактивисты намерены добиться создания обширной сети велодорожек в Петропавловске, системы сбора сточных вод, сделать город комфортным для людей с инвалидностью и маломобильных граждан и более дружественным к детям.

Некоторые идеи юного урбаниста кажутся абсурдными и шокирующими как окружающим, так и чиновникам. Например, он предлагает уменьшить скорость движения по городу до 30 километров в час, сузить дороги, отдав часть полос велосипедистам, и в разы увеличить количество пешеходных переходов, обозначив их везде, где людям удобно переходить дорогу. Юношу не пугают ни равнодушие чиновников, ни нападки хейтеров.

Сам Алихан придерживается концепции минимизации отходов и выбросов: ездит исключительно на велосипеде, чтобы минимизировать выбросы углекислого газа в окружающую среду, в быту старается уменьшить отходы, занимается раздельным сбором мусора.

- Свалки заполнены тысячами кубометров мусора, который уничтожает нашу планету и нас. Но даже если не смотреть на свалки, достаточно взглянуть на любую городскую улицу - там пыльно, воняет выхлопами. Я хочу изменить это, чтобы такого никогда не было в нашем городе, - мечтает Алихан.

И между прочим, у него уже есть свой круг единомышленников. Именно молодежь он видит двигателем экологического прогресса.

- Наверное, если бы я уехал в Европу или Америку, там у меня была бы масса возможностей заниматься социальной деятельностью, а наши власти на практике это особо не приветствуют. Но если уеду я, кто придет на мое место заниматься этой грязной работой - борьбой за лучший город? - рассуждает Кушербаев.

В концепции “О безопасности пешеходов и транспорта в Петропавловске”, которую он составил при поддержке алматинского общественного фонда Urban Forum Kazakhstan, Алихан рекомендует местным властям придерживаться дорожной диеты.

По его словам, расширять улицы из-за увеличения количества автотранспорта - это то же самое, что расслаблять ремень, вместо того чтобы пойти в спортзал и заняться собой. Он предлагает, наоборот, сузить улицы и сделать платные парковки, а на освободившихся полосах оборудовать велосипедные дорожки. Алихан призвал чиновников придерживаться стратегии нулевой смерт­ности VisionZero и думать о безопасности людей, а не о комфорте автомобилистов.

- Вкладывая огромные средства в расширение дорог, мы будем наступать на те же грабли, что страны Европы и Америка, хотя могли бы эти грабли просто перешагнуть, изучив опыт передовых стран, - считает юный урбанист. - Это будет дешевле. К тому же мы улучшим экологию в городе, что тоже важно, ведь машины выделяют много выхлопных газов. За год я проехал на велосипеде 2800 километров. Если бы я двигался на автомобиле, то выделил бы примерно 1,1 тонны углекислого газа!

Идеи активиста вызывают недоумение у полицейских и работников акимата.

- В наших условиях обустроить велодорожки технически невозможно, особенно путем сужения улиц, потому что при нынешнем потоке автомобилей требуется расширение проезжей части. Каждые 200 метров делать пешеходные переходы, поощряя “линии желаний”, в нашем городе тоже нереально - мы затрудним движение транс­портных средств, Петропавловск встанет в пробках, - так прокомментировал свое отношение к концепции урбанистов заместитель начальника управления административной полиции Булат ЖЕКСЕМБИНОВ.

Чиновники тоже считают, что нельзя равняться на Европу без учета менталитета казахстанцев. Пока они обещают только обус­троить велопарковки.

- В местные органы управления нужно привлекать зарубежных специалистов, использовать наработки и опыт развитых стран, акимату нужно не жалеть денег на человеческие ресурсы, - говорит Алихан, не оставляя попыток донести свои идеи до власть имущих и горожан. - Я веду свой блог в соц­сетях, и меня вдохновляет даже пара слов в комментариях. Иногда, конечно, встречаются хейтеры, но я всегда стремлюсь, чтобы не только инфраструктура была готова, но и люди.

Чиновники у нас любят, конечно, ссылаться на менталитет, но ведь и он меняется. Взять хотя бы Алихана и его друзей...

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть