5641

Базар Толеуов, хирург: Мне казалось - дышу на труп!

На счету заведующего хирургическим отделением больницы скорой медицинской помощи Семея Базара ТОЛЕУОВА сотни спасенных жизней. Но впервые ему пришлось вытаскивать с того света человека не в своей операционной, а на берегу озера, в 170 километрах от города

Базар Толеуов, хирург:  Мне казалось - дышу на труп!

В последнюю нашу встречу лет десять назад Базар Масхутович показывал мне шило, которое он вытащил из сердца пациента. Чудом спасенный мужчина на седьмые сутки после уникальной операции ушел домой на своих двоих.

Но глубже всего врезаются в память случаи, когда, несмотря на все усилия врачей, пациент уходит, утверждает семейский хирург.

Близко к сердцу он воспринял и трагическую гибель Дениса ТЕНА:

- Мы следили за развитием талантливого спортсмена. Он рос на наших глазах. И тут такой ужас! Долго не мог успокоиться. Нет-нет да и возникала мысль: “Эх, если бы я оказался в тот момент рядом с Денисом! Нужно было всего-навсего зажать артерию и держать до приезда “скорой”. Наши мысли материализуются? Не знаю. Но этим летом я оказался в том самом месте, где вот-вот должна была оборваться жизнь человека...

26 лет назад Базар Толеуов окончил Семипалатинский медицинский институт. Его курс настолько дружный, что выпускники устраивали встречи каждый год. Этим летом они собирались все вместе лететь в Турцию. Но пандемия коронавируса перечеркнула эти планы. Базар Масхутович переболел СOVID-19, а после выздоровления его продолжали беспокоить остаточные явления.

- Я заметил, что мне лучше становится после ванн с солью. Мы с семьей старались вырваться в выходные на удивительное соленое озеро Шошкалы в Бескарагайском районе. В озере, раскинувшемся в степях, концентрация соли в разы выше, чем в морской воде! - рассказывает врач.

В свою шестую поездку на лечебное озеро семья Толеуовых собиралась возвращаться в город. Хирург решил в последний раз пройтись по берегу.

- Погода была прохладная, но люди все равно купались. Смотрю, женщина как-то странно плавает. Лежит лицом в воду. С одной стороны, понимаю, что здесь невозможно утонуть. Соленая вода поднимает человека вверх, как поплавок. А вдруг? Попытался ее окликнуть: “Поднимите голову!” Ноль реакции. Начал считать. Длительность задержки дыхания у взрослого здорового человека составляет обычно 40-60 секунд. А тут времени прошло намного больше! - вспоминает хирург.

Базар Толеуов, полностью одетый, в кроссовках, прыгнул в воду. От берега 15-20 метров. Воды по пояс. Как только он вытащил утопленницу, сразу же сбежались люди:

- Смотрю, она даже не синяя, а уже фиолетовая. Признаков жизни нет. Положил ее на песок, сразу начал делать искусственную вентиляцию легких - дыхание рот в рот. К счастью, со мной был сын - студент пятого курса медицинского университета. Он одно­временно делал наружный массаж сердца. Потом мы менялись местами.

Очевидцы вызвали “скорую”. Бригада выехала из ближайшего населенного пункта Бураса. Отец и сын пытались реанимировать по сути умершую женщину дальше - практически беспрерывно. У них даже мысли не было остановиться. Хотя Базар Толеуов признается, что был момент, когда он подумал: “Все кончено…”

- Не раз такие случаи видел на работе, когда люди уходят: зрачки не просто расширяются, а покрываются пленкой, как у мертвеца. Казалось, дышу на труп. Но мы с сыном не переставали бороться и вдруг видим - вот она, ниточка жизни! Мы ее держали и больше не отпускали. Синюшность стала проходить. Мы стали ее теплым укутывать, чтобы согреть. А “скорая” не едет… - говорит Базар Толеуов.

Тогда люди, которые были рядом, помогли хирургу с сыном погрузить утопленницу в их машину, разместили ее на переднем сиденье.

- Сын за рулем. В лесу произошла еще одна остановка сердца. Пришлось качать. “Скорой” нет. Выехали на трассу. Снова остановка! Вытаскиваем ее. Качаем… Наконец-то! “Скорая” приехала! Выходят из старого УАЗа две женщины. Наверное, фельдшеры. Говорят: “Давайте давление померяем”. Я кричу: “Какое давление? Тут жизнь спасать надо!” Думаю: “Все с вами ясно. Мы лучше сами”. Позвонил своим, говорю: “Встречайте. Едем с утопленницей. Клиническая смерть. Остановка сердца и дыхания”. Пост ГАИ мы, наверное, на скорости 120-130 километров проехали. Подлетаем к БСМП. Молодцы наши реаниматологи - встречали уже на улице. Сразу на искусственную вентиляцию легких ее. Давление не держала… - вспоминает врач.

Тогда Толеуов думал, что у спасенной им 57-летней женщины, приехавшей на лечебное озеро Шошкалы из Алматы, не хватит сил выкарабкаться. Пару суток она была очень тяжелая. Ее родственники готовились к самому худшему… Но самая безнадежная пациентка отделения выжила!

- На вторые сутки открывает глаза: что со мной? Я говорю: “Вы просто простыли!” - смеется хирург. - Она абсолютно ничего не помнит. До этого в 2004 году женщина попала в страшную аварию - машина вдребезги. После этого она наполовину парализована. Одна сторона тела не слушается. Это и явилось причиной несчастного случая. На воде за ней смотрели, да недосмотрели. Выписалась. Улетела в Алматы долечиваться. У нее двухсторонняя пневмония - последствие утопления. В дыхательные пути попала не просто вода, а гиперсоленая. Крайне агрессивная! Если честно, на 200 процентов этот случай летальный. То, что она выжила, это величайшее чудо! Я глубоко верую. Всемогущий еще раз послал ей жизнь…

После трагической гибели Дениса Тена в 2018 году многие заговорили о том, насколько важно всем уметь оказывать первую медицинскую помощь. В то время в Семее медуниверситет открыл курсы, где всех желающих пообещали обучить навыкам догоспитальной помощи.

- Безусловно, это дело важное и нужное, - соглашается Базар Масхутович. - Но, как говорил мой преподаватель философии, “теория без практики нема, практика без теории слепа”. Вот даже взять медицинских работников. Нас обучают навыкам оказания первой неотложной помощи. Но все это проходит поверхностно. Мы никогда не думаем, что это понадобится в реальной жизни. Нужен совсем другой подход. В прошлом году в сентябре в Лондоне целый месяц по гранту акима области был на стажировке. У англичан в клиниках оборудованы специальные симуляционные классы, где все необходимые навыки отрабатываются на роботах-симуляторах. И знаете, я не видел, чтобы такой класс пустовал. Его посещают все: от руководства до санитарок. При этом регулярно сдают зачеты. Вот когда этот опыт возьмут на вооружение все казахстанские больницы, уже будет большой сдвиг.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть