Разлука с мамой
Карантин и безденежье заставили женщину отдать ребёнка в интернат
Мама двоих детей Евгения ДОВГЯЛО плачет ночами и не находит себе места, но днем собирает волю в кулак и идет зарабатывать, чтобы поскорее вернуть дочку домой. Конечно, санаторная школа-интернат - это не детдом, не сиротство, которое пришлось пережить самой Евгении. Но тем сложнее для нее надолго расставаться с ребенком.
Еще подростком Евгения оказалась в детдоме вместе с братом-близнецом. Их непутевая мать, которую лишили родительских прав, родила еще двоих детей. Им повезло больше, чем старшим: их усыновили американцы, и сейчас они вполне благополучно живут в США. А 30-летняя Евгения после развода с мужем мотается с двумя детьми по съемным общагам и едва сводит концы с концами.
С самого детства Женя была вынуждена торговать на перроне всякой всячиной, чтобы прокормить себя и брата, пока мама пропадала с собутыльниками неизвестно где. Потом детей определили в детский дом, где всегда была еда и крыша над головой. Выйдя из его стен, девушка снова занялась привычным делом - торговлей на рынке. У нее есть диплом железнодорожного колледжа, но по специальности она не стала устраиваться из-за слишком маленькой зарплаты.
Пару лет назад она развелась с мужем и больше его не видела, на алименты даже не подавала: говорит, взять с него нечего. Так что Жене нельзя расслабляться, потому что, кроме нее, двум дочкам - Рите и Ульяне - рассчитывать не на кого. Мать Жени давно умерла, брат пошел по кривой дорожке, а другой родни в Петропавловске нет.
Американские братья еще сами несовершеннолетние. Женя хотя и общается с ними, но на помощь не рассчитывает. А ей нужно платить за съемное жилье, за садик младшей дочки, покупать еду и одежду. До карантина она справлялась: жили небогато, но счастливо. Пусть и не было у детей телефонов, компьютеров, интернета, но они не жаловались. Даже после тяжелого дня на ногах за прилавком Женя, придя домой, помогала с уроками, вкусно кормила, играла с дочерьми.
Семейное спокойствие оборвалось, когда в марте она потеряла работу: их торговую точку, как и другие, закрыли в период режима ЧП. Хозяева магазина помогли чем смогли - закупили семье Жени продукты на месяц вперед, чтобы дети не голодали. А вот за съемную квартиру платить было просто нечем. Им пришлось переехать в общежитие.
- Я получала во время карантина 42 500 тенге, но даже не поняла, куда их дела, как будто и не было, так быстро разошлись, - рассказывает Евгения.
Сейчас Евгения снова вышла на работу, младшая пошла в садик. А вот второклассница Ульяна на полдня после школы должна была оставаться одна. Продленки-то нет.
- Я боюсь, дома она не сидит, идет на улицу, а педофилов сейчас много, страшно, - говорит Евгения. - Бывало, что соседи мне угрожали в органы опеки заявить: мол, дети у вас одни сидят, гуляют без присмотра, не кормлены. Хотя, конечно, это не так. Мне подружка, у которой много детей, еще год назад советовала отдать Ульяну в интернат, успокаивала, что в этом нет ничего страшного. И в этом году обстоятельства меня заставили это сделать. Я поняла, что надо выбирать из двух зол меньшее.
Пока мы разговариваем, младшая дочка - пятилетняя Рита - не отлипает от мамы. Женя говорит, что старшая такая же. В интернате ей, конечно, несладко, тем более первую неделю, но она не жалуется, чтобы не расстраивать маму.
- Она понимает, что это не навсегда, но проблема в том, что сейчас в этих учреждениях карантин: до каникул забирать нельзя. Да и видеться проблематично, ведь интернат не в городе, а в Мамлютке, ехать туда около часа.
Женя пока не знает, как решить проблему безденежья: в выходные рынок не работает, а для продавцов, которые обычно получают зарплату за каждый отработанный день, это сильно влияет на заработок.
- Если бы мне дали жилье, я бы не тратила деньги на аренду и наняла бы няню, чтобы она сидела с детьми, пока я на работе, - говорит женщина.
Ей, как выпускнице детдома, жилье положено по закону. В очереди на квартиру она стоит уже 10 лет…
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото предоставлено Евгенией ДОВГЯЛО, Петропавловск
А тем временем
Как ответили на наш запрос в акимате Петропавловска, на сегодняшний день очередь Евгении Довгяло №134. За последние три года она продвинулась на 124 человека. В этом году для социально уязвимых категорий будет сдано 442 квартиры, из них для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат распределению 88 квартир. С учетом нынешних темпов строительства и сдачи в эксплуатацию жилья примерный срок получения жилья - 2021 год.
Заместитель акима Петропавловска по социальным вопросам Аскар ХАБИБУЛИН рекомендовал Жене также обратиться за адресной социальной помощью в Центр занятости населения. Выплата будет ей назначена в случае, если доход на одного члена семьи не будет превышать 70 процентов от величины прожиточного минимума - 19 447 тенге.